Обзор рынка производства и продажи автозапчастей
Web555.ru

Бизнес портал

Обзор рынка производства и продажи автозапчастей

Обзор рынка производства и продажи автозапчастей

1. ВВЕДЕНИЕ

В 2016 году количество автомобилей в России превысило 56 миллионов единиц. Из них 44 млн. – легковые автомобили, более 6 млн. грузовых автомобилей, 890 тысяч автобусов, 2,2 млн. единиц мототранспорта, более 3 млн. прицепов и полуприцепов. Автотранспорт остается одним из наиболее востребованных средством перевозки пассажиров и грузов.

При этом, почти 50% всего автотранспорта, эксплуатируемого в России, произведено ранее 2005 года, что означает потребность в частом обслуживании и ремонте. Экономический кризис в стране привел к снижению платежеспособности населению и росту рынка подержанных автомобилей при сокращении рынка новых. Это в значительной степени повлияло на рынок автозапчастей.

Отличительной особенностью рынка автомобильных запчастей является его высокая степень закрытости для оценки по причине высокой доли контрафактной и контрабандной продукции.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Рынок автозапчастей для подержанных автомобилей в 2014 году в натуральном выражении вырос на 2% по отношению к 2013 году, однако, по причине девальвации рубля, в денежном выражении объем рынка снизился на 1%. В 2015 году в натуральном выражении рынок вырос также на 2%, но снижение выручки составило уже порядка 3%. Всего выручка, по оценкам экспертов, составила 22 млрд. долларов. По итогам 2015 года, первичный автомобильный рынок сократился на 37,5%, что привело к дальнейшему смещению спроса в сторону деталей для подержанных автомобилей.

Наиболее популярными категориями на рынке сегодня являются элементы подвески (что отражает состояние дорог в стране), а также смазочных материалов и авторезины. Объем рынка шин в 2013 году составил 3 млрд. долларов или порядка 15% от общего объема рынка автозапчастей. Около 10% приходится на детали подвески – 2,2 млрд. долларов.

Одним из основных трендов рынка стало стремление автовладельцев к снижению затрат на обслуживание и ремонт. Обычно это делается за счет приобретения запчастей напрямую у производителя или дистрибьютора, минуя посредника – автомагазин, либо за счет откладывания ремонта «до последнего». Экономия также может достигаться путем обслуживания автомобилей в бюджетных автомастерских, а не у официального дилера или в сервисном центре высокого уровня. В последние два года вырос также спрос на автозапчасти бывшие в употреблении, стоимость которых примерно в два раза ниже, чем стоимость новых. Тем не менее, желание снизить затраты на обслуживание и ремонт может стать катализатором роста объемов продаж, поскольку бывшие в использовании и недорогие товары низкого качества требуют, как правило, более частой замены или даже могут приводить к выходу из строя узлов и агрегатов автомобиля, которые в свою очередь будут требовать ремонта или замены.

Среди производителей неоригинальных запчастей традиционно лидирует Китай. На долю китайской продукции приходится порядка трети рынка. Большую долю составляет контрабандная продукция, а также неоригинальные детали, произведенные без лицензии – их количество в общем объеме, по оценкам экспертов, составляет около 70%; объем только контрафакта – около трети объема рынка. В основном это расходные материалы и недорогие детали – тормозные колодки, фильтры, масла и детали подвески.

Зарабатывай онлайн на проведении игр!

Интеллектуальный онлайн-бизнес на трансформационных играх, который не требует сотрудников и помещения. Минимальные вложения. Онлайн-обучение «под ключ» за два дня.

Политика импортозамещения привела к некоторому увеличению объемов производств автозапчастей – как для отечественных, так и для иностранных автомобилей – на российских мощностях, однако полностью покрыть потребность в них не удается. Как считают эксперты, говорить об импортозамещении в данном сегменте бессмысленно. По данным аналитиков РБК, это связано с тем, что на отечественных предприятиях отсутствует оборудование, с помощью которого можно произвести качественные аналоги оригинальных запчастей. Кроме того, цены российских аналогов существенно выше китайских при небольшой разнице в качестве.

Вследствие ослабления курса рубля и прочих негативных экономических факторов произошел значительный рост цен на автозапчасти. Увеличение стоимости некоторых деталей составило до 100%. Магазины автозапчастей пытаются компенсировать такой рост за счет собственной прибыли, но такие мероприятия не в силах полностью сдержать его.

Рисунок 1. Темпы роста цен на оригинальные масляные фильтры для автомобилей различных ценовых категорий в 2013-2015 гг., руб./ед.

Обзор российского рынка автомобильных запчастей

В настоящее время в России наблюдается активный рост количества автомобилей и, в первую очередь — иномарок. Вследствие этого увеличивается спрос на автозапчасти, который официальные дилеры производителей автомобилей не в состоянии удовлетворить. Наиболее быстро растет розничный рынок автозапчастей в Москве, темпы роста составляют не менее 20% в год. В столице сегодня реализуется около пятой части от объема продаж автозапчастей в России. Примечательно, что рост российского рынка автозапчастей наблюдается на фоне снижения объёмов мирового рынка автокомпонентов, в первую очередь связанного с жёсткими экологическими требованиями (см. http://pro-consulting.com.ua/analiz/analiz_rus/avto/avtozapchasti/ ).

Емкость рынка автомобильных материалов, компонентов и запчастей в России по итогам 2007 года составила 32,7 млрд. долларов США (см. http://www.autostat.ru/issl.asp?n=8 ).
Рынок автомобильных запчастей подразделяется на первичный, включающий компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере, и вторичный – это запчасти для продажи через сервис и магазины. В России вторичный рынок автомобильных запчастей занимает приоритетное положение по отношению к первичному рынку, на его долю приходится 76% от общего объема рынка в стоимостном выражении (или 24,8 млрд. долларов США), доля первичного рынка составляет 24% от общего объема рынка (или 7,9 млрд. долларов США) (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Доли первичного и вторичного рынков на российском рынке автомобильных запчастей, % от объема в стоимостном выражении

На вторичном рынке автозапчастей приоритетную долю составляют запчасти для отечественных автомобилей — 58% от объема рынка в стоимостном выражении (или 14,4 млрд. долларов США), на долю запчастей для иномарок приходится 42% от объема вторичного рынка (или 10, 4 млрд. долларов США) (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Соотношение компонентов для отечественных автомобилей и для иномарок на вторичном рынке запчастей, % от объема в стоимостном выражении

С распространением на российском рынке автозапчастей дешевой продукции из стран Азии связана актуальность проблемы ценового демпинга, что, в частности существенно затрудняет развитие отечественных производителей автомобильных компонентов. Проблема демпинга связана прежде всего с обострением ценовой конкуренции, основными факторами которого выступают присутствие на рынке значительного числа сходных или одинаковых товаров различных производителей, а также повышение осведомленности потребителей о ценовой ситуации на рынке, в частности, посредством распространения сети Интернет.
Демпинговые действия преимущественно проявляются среди автозапчастей невысокого уровня качества, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что среди продавцов и импортеров американских запчастей на российском рынке, как отмечают эксперты, проблема демпинга в настоящее время не имеет выраженного характера. Рынок американских запчастей по сравнению с 90-ми годами, стал гораздо более цивилизованным. Сегодня в рознице разброс цен на американские запчасти составляет от 3 до 10%.
Наиболее жесткая конкуренция наблюдается в секторе оптовой торговли, для которого в большей мере характерно и снижение цен. Продавцы, пытаясь привлечь клиентов, используют различные бонусы, отсрочки по платежам, вплоть до кредитования и консигнации. Наиболее сильно противостояние между импортёрами американских запчастей ощущается в нестоличных регионах, тогда как московский рынок уже поделен между основными игроками. Одной из основных тенденцией рынка является укрупнение компаний, являющихся его участниками и постепенный выход из игры малых фирм (см. http://www.triton-import.ru/smi_2006_rz_5.html ).

Читать еще:  Производство плавленого сыра

Другой актуальной проблемой современного рынка автомобильных запчастей в России является проблема поддельной продукции. Результаты исследований свидетельствуют о том, что объемы продаж поддельных запчастей на российском рынке не уступают по величине рынку пиратской аудиопродукции. Доля незаконных автомобильных компонентов на рынке запчастей в России составляет от 30 до 90% в зависимости от наименования. А согласно сообщению финансовой газеты «Известия», каждая вторая автомобильная запчасть является поддельной. Ущерб от реализации контрафактной продукции весьма значителен, в денежном эквиваленте он составляет порядка 2 миллиардов долларов США в год. Примечательно, что преимущественную долю в объеме продаж поддельной продукции составляют запчасти к автомобилям отечественного производства. Контрафактные компоненты наносят значительный урон репутации автопроизводителей и поставщиков оригинальных запчастей. Как правило, чаще всего подделывают быстроизнашивающиеся детали. В их числе: подвески, рулевые тяги, штанги, тормозные колодки и естественно всевозможные машинные масла. Размах пиратской деятельности, по мнению оригинальных производителей запчастей, связан в первую очередь с отсутствием в России адекватной законодательной базы. По существующему на данный момент российскому законодательству практически невозможно привлечь недобросовестных производителей автомобильных деталей к уголовной ответственности (см. http://auto.nnov.ru/autonews/russia/? >).

В контексте рассмотрения проблемы поддельных автозапчастей необходимо отметить, что в общемировой практике рынок запасных частей состоит из двух сегментов: рынка оригинальных запасных частей и рынка неоригинальных запасных частей. Оригинальные запчасти в классическом понимании имеют торговую марку автокомпании и должны продаваться исключительно через компанию. Оригинальные запасные части изготавливаются в строгом соответствии с предусмотренными характеристиками материалов под жестким контролем качества. Неоригинальные запчасти выпускают фирмы-имитаторы без гарантии соответствия техническим требованиям автозаводов.
Неоригинальные запчасти могут быть изготовлены с нарушением стандартов безопасности, надежности и долговечности. Цены на неоригинальные запчасти значительно ниже, а качество существенно хуже стандартов автокомпаний.
Однако необходимо отметить, что между двумя крайностями – оригинальными и неоригинальными запчастями, существует достаточно большой рынок запчастей-аналогов, которые по качеству достаточно близки к «оригиналу», а по цене значительно ниже. Это обусловлено тенденцией «молчаливого согласия» компаний-производителей автомобилей уступить часть объемов торговли запасными частями, изготовленными независимыми специализированными заводами, самим этим заводам. Кроме того, перенос производства компонентов в страны Юго-Восточного региона помог значительно снизить конечную цену изделий (см. Маркетинговый отчет «Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России», подготовленный аналитическим агентством «Автостат», 2007 г.).

Неоригинальные автозапчасти, представленные на российском рынке, условно можно разделить на две группы. Первая – это компоненты солидных зарубежных и отечественных производителей, не учтенные и не прошедшие таможенный контроль. Продукция такого рода в большинстве случаев опасности для здоровья автомобиля не представляет. Вторая группа – это контрафактные запчасти, произведенные в Китае и на территории других развивающихся стран. Именно эта низкокачественная продукция может стать угрозой для технического состояния автомобиля.
В сложившейся ситуации российские правоохранительные органы собираются серьезно взяться за автомобильные рынки, которые, как правило, являются пунктами реализации контрафактной продукции. В частности, журнал «Бизнес» сообщает о том, что вслед за мобильными телефонами и бытовой техникой таможня намерена активно бороться с «серым» импортом автомобильных запчастей. По оценкам участников рынка, в настоящее время на нем доминируют именно «серые» импортеры. Так, на долю «серого» импорта приходится более 70% от объема продаж запчастей к иномаркам в стоимостном выражении (или 1,8 млрд. долларов США) (см. рисунок 3).

Рисунок 3.
Структура продаж запчастей к иномаркам на российском рынке, % от объема в стоимостном выражении (по данным компании «Рольф ПДК»)

Рынок автомобильных компонентов и запчастей в России

Посмотреть содержание

Этапы становления рынка автокомпонентов в России

Динамика и структура производства автомобилей

Динамика и структура авторынка

Динамика и структура парка

Структура рынка и классификация участников

Отличительные особенности российского рынка

Тенденции и перспективы рынка автокомпонентов

Локализация сборки иномарок в России

  • Характеристика сборочных предприятий
  • Автотор
  • Автофрамос
  • ГАЗ
  • ДерВейс
  • Дженерал Моторс Авто
  • Джи Эм – АВТОВАЗ
  • ИжАвто
  • Ниссан Мануфактуринг Рус
  • Соллерс
  • ТагАЗ
  • Тойота Мотор Мануфактуринг Россия
  • ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус
  • Форд Мотор Компании
  • Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус
  • PSA / Peugeot — Citroen и Mitsubishi

Оценка емкости рынка автомобильных компонентов. Методика расчета и основные параметры

Характеристика и оценка емкости вторичного рынка запчастей

  • Автомобильные шины
  • Автомобильные аккумуляторы
  • Автомобильные масла и смазочные материалы
  • Автомобильные фильтры
  • Детали системы тормозов
  • Узлы и детали подвески
  • Узлы и детали рулевого управления
  • Узлы и детали сцепления
  • Узлы и детали трансмиссии
  • Узлы и детали топливной системы
  • Узлы и детали системы выпуска
  • Узлы и детали системы зажигания
  • Узлы и детали системы охлаждения
  • Узлы и детали ЭСУД
  • Узлы и детали электрооборудования
  • Лицевые детали кузова
  • Детали для капремонта двигателя
  • Ремни приводные

Компании-продавцы запасных частей

  • AKKC, г. Москва
  • EXIST.RU, г. Москва
  • PARTCAR , г. Москва
  • Аванта, г. Челябинск
  • АВТО 49, г. Москва
  • Авто Мастер Трейдинг, г. Москва
  • Авто Палас, г. Москва
  • Автодок, г. Москва
  • Авто-Евро, г. Москва
  • Автокомис-С, г. Москва
  • Автоконтинент, г. Санкт-Петербург
  • Автомаркет, г. Москва
  • Авторай, г. Ульяновск
  • Автотрейд, г. Новосибирск
  • Автоуниверсал, г. Москва
  • Автофорум, г. Ростов-на-Дону
  • АЕ ГРУПП, г. Москва
  • Акцент-Авто, г. Барнаул
  • Алессио-Авто, г. Санкт-Петербург
  • и т.д.

Производители автокомпонентов в России

География предприятий-производителей компонентов

Характеристика производителей автомобильных компонентов и запчастей (Профили)

Иностранные производители, присутствующие на российском рынке (46 профилей)

  • ANVIS Group
  • Asahi Glass Company Automotive
  • BASF Group
  • Benteler Automobiltechnik GmbH
  • Bosal
  • BRISK
  • Continental
  • Delphi Corporation
  • Denso
  • DuPont
  • EDAG
  • Faurecia Interior Systems
  • Federal Mogul
  • Ficosa International
  • Gestamp
  • Hayes Lemerz
  • Hella KGaA Hueck &Co.
  • HP Pelzer Group
  • Hyundai Mobis
  • Inergy
  • Johnson Controls
  • Johnson Matthey
  • Knorr-Bremse
  • Lear Corp.
  • Leoni
  • Magna International
  • Magneti Marelli
  • Michelin Group
  • Nokian
  • Pilkington
  • Pirelli
  • PPG Industries
  • Robert Bosch GmbH
  • Siemens VDO Automotive Corporation
  • SKF
  • Stadco Ltd.
  • Takata
  • Tenneco Automotive
  • Toyota Boshoku
  • TRW Automotiv Inc.
  • Valeo SA
  • Webasto
  • Woco
  • WPT
  • Yokohama
  • ZF Friedrichshafen AG

Российские производители автокомпонентов (272 профиля)

  • CBD
  • АВАР
  • Авто ЛТД
  • Автоагрегат (Кинешма)
  • Автоагрегат (Ливны)
  • Автоагрегатцентр
  • Автоарматура
  • АвтоАудиоЦентр
  • АвтоВАЗагрегат
  • Авто-град
  • Автодеталь-Сервис
  • Автокомплект (Ижорский глушитель)
  • Автокомпонент
  • Автоконтинент+
  • АвтоМаркет
  • Авто-Пласт
  • Автоприбор
  • Автопровод
  • Автосвет
  • АвтоСтарт
  • Автоэлектроника
  • Автрамат
  • Автэл
  • Агрегат
  • Адверс
  • АДП Луга
  • Аком
  • Аксиома №1
  • АкТех («Аккумуляторные технологии»)
  • Альметьевский завод Радиоприбор
  • Арат
  • АРБ-Мораван
  • Арзамасский машиностроительный завод
  • Асоми
  • АТЭ-1
  • БАКОР
  • Баксс (ПКФ)
  • Балаковорезинотехника
  • Балтрезинотехника
  • Барнаульский завод асбестовых технических изделий
  • БАТЭ
  • Белебеевский завод Автонормаль (Белзан)
  • Белкард
  • Белмаг
  • Белорецкий завод рессор и пружин
  • Белшина
  • БЗАК
  • БИГ (Промышленно-торговая группа)
  • Биком
  • Булгар-Синтез
  • ВАЗИНТЕРСЕРВИС
  • ВАЗинтерСервис-Снаб
  • Вале Плюс
  • Валее-95
  • ВАТИ
  • Веста (МНПК)
  • Виза ГК
  • ВИКОМ
  • Витценманн Pyccия
  • Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей
  • Волжский подшипниковый завод
  • Волжскрезинотехника
  • Восток-Амфибия
  • ВПО Пpoгpecc
  • Вэлконт
  • ГЕАТЕХ
  • Геркон-Авто
  • Группа РВ
  • ДААЗ
  • Детальстройконструкция
  • Димитровградский вентильный завод
  • и т.д.

Приложение

Настоящий отчет стал результатом длительной работы по исследованию рынка компонентов и запчастей, проводимой аналитическим агентством «АВТОСТАТ». В отчете обзорно представлена общая картина автомобильного рынка, подробный расчет емкости рынка автокомпонентов и характеристики компаний – участников рынка. В расчет были включены более ста наиболее ходовых позиций запасных частей и эксплуатационных материалов. Рассчитав объем рынка по каждой позиции с разделением на российские автомобили и иномарки, были получены итоговые значения емкости рынка в натуральном и денежном выражении. Кроме того, по каждой группе запчастей представлена динамика емкости за 3 года и прогноз на 2010 год.

Читать еще:  Как открыть бизнес по производству красной икры

В отчет также включен актуальный обзор и краткие характеристики компаний-продавцов автозапчастей; обзор предприятий-производителей автокомпонентов, их географического расположения и позиций на рынке автокомпонентов. Подробная информация о деятельности предприятий-производителей представлена в профилях компаний. Всего в отчет включены профили более 40 иностранных компаний и более 200 российских производителей компонентов и запчастей.

Рынок автозапчастей: поставщики – ассортимент — анализ

По данным аналитических агентств за 2017 год eCommerce в очередной раз вырос на 35%. Но конкуренция растет с опережающими темпами. Наибольшее давление испытывают такие сегменты как электроника, одежда и игрушки.

Поэтому, классические интернет-магазины ищут новые направления для развития бизнеса. Автозапчасти являются одним из таких перспективных направлений. В запчастях высокий средний чек, а потребление растет даже в период кризиса. В этой статье разберем особенности ассортимента и типы поставщиков автозапчастей.

Запчасти делится на две большие группы – оригинал (OEM) и aftermarket. Оригинал – это деталь в упаковке автопроизводителя (TOYOTA, HYUNDAI, FORD). Запчасти в любой другой упаковке — относятся к группе aftermarket.

Автомобильные заводы самостоятельно производят только ключевые агрегаты: двигатель, коробку передач и т.д. Остальные детали для конвейера поставляют сторонние производители. Поэтому, одни и те же детали могут продаваться как в оригинальной упаковке, так и под собственным брендом поставщика конвейера.

В обороте мультибрендового интернет-магазина запчастей соотношение оригинала к aftermarket составляет 30% / 70%.

Потребители оригинальных запчастей – владельцы гарантийных автомобилей. Как только гарантия заканчивается, большинство переходят на запчасти aftermarket.

В обороте мультибрендового интернет-магазина запчастей соотношение оригинала к aftermarket составляет 30% / 70%.

Качество оригинала гарантирует автопроизводитель. Качество запчастей aftermarket существенно зависит от бренда. На вторичном рынке представлен весь спектр запчастей: от конвейерных поставщиков (KYB, B OSCH, NGK), до неизвестных азиатских производителей.

В автомобильных каталогах запчасти идентифицируются по паре артикул + бренд. Оригинальному номеру соответствует множество аналогов — артикулов aftermarket. Чтобы по одному артикулу поиск сайта находил все замены, используется таблица соответствия номеров. Её еще называют «таблицей кроссов».

Как создать таблицу кроссов.

Вариант 1. Купить данные. Самый популярный поставщик данных в сегменте автозапчастей — TecDoc Inside (c). Плюсы: качественные кроссы, много данных, регулярные обновления. Минусы: закрытая структура каталога. Если в TecDoc нет бренда запчасти, добавить кросс самостоятельно вы не можете. Это серьёзная проблема для магазинов, которые продают запчасти новых азиатских брендов.

Вариант 2. Разработать кроссы самостоятельно. Прямое ручное добавление кроссов подходит только для интернет-магазинов с небольшим ассортиментом. Например, для категорийных магазинов «свечи», «амортизаторы», «щетки стеклоочистителя» и т. д.

ВИН-КОД.РФ разработал алгоритм обновления кроссов, в основе которого лежит автоматический анализ VIN запросов. Если клиент приобрел запчасти и возврата не последовало, значит эксперт нашел правильный кросс. Обновление таблицы кроссов идёт в фоновом режиме, параллельно с продажами. Плюсы: качественные кроссы, уникальные замены. Минусы: фоновое добавление идёт медленно, и подходит только для интернет-магазинов с большим трафиком.

Вариант 3. Использовать кроссы поставщиков. Многие поставщики напрямую указывают кроссы в прайсах. Плюсы: данные получаем сразу и бесплатно. Минусы: разношерстная структура данных, много ошибок. А иногда, поставщики намеренно кроссируют разные детали. Например, добавляют кросс с амортизатора на пыльник. Амортизаторы и пыльники – связанные товары, которые часто покупают совместно. Но, пыльник – это не амортизатор.

Вывод. Для создания кросс – таблицы, оптимально использовать гибридную схему, назначив каждому источнику данных «индекс достоверности».

4 типа поставщиков.

1. Автомобильные дилеры.

2. Дистрибьюторы aftermarket.

4. Новые азиатские бренды.

Автодилеры продают оригинальные запчасти.

Вероятность приобрести контрафакт у дилера крайне мала. Ведь, дилер обязан покупать запчасти только по официальным каналам автоконцерна. Однако, оригинал существенно дороже аналогов. Его доля в продажах интернет – магазинов невелика. Кроме того, многие автодилеры не ориентированы на клиентов B2B. Большинство до сих пор выгружают товарные остатки «руками» и не осуществляют доставку. Поэтому, начинать поиск поставщиков с автодилеров — не стоит.

Дистрибьюторы, напротив, ориентированы на поставки в магазины и автосервисы. Ядро ассортимента дистрибьюторов составляют популярные бренды aftermarket: VALEO, SACHS, TRW, FEBI, MANN и т.д. Дистрибьюторы осуществляют прямую доставку для оптовых клиентов, автоматически рассылают прайсы, предоставляют API.

Как найти дистрибьюторов? По запросу «запчасти оптом» выдача Яндекс и Google забита посредниками. Прямых поставщиков можно найти на сайтах производителей автозапчастей и на сайтах закупочных союзов. Закупочный союз – это объединение дистрибьюторов. Цель объединения — получение наилучших коммерческих условий у производителей.

Вот сайты основных закупочных союзов: ATR (atr_de), AutoDistribution (ad-europe_com), GroupAuto (groupautointernational_com), TEMOT (temot_com), Nexus (nexusautomotiveinternational_eu).

Крупнейшие дистрибьюторы поддерживают на складах ассортимент 100.000 – 200.000 SKU. Если исключить аналоги, в среднем ассортимент дистрибьютора составит 30.000 SKU. Автопарк России

250 моделей автомобилей. Для каждого автомобиля требуется

1.000 наименований запчастей. Получаем потребность вторичного рынка 250 X 1.000 = 250.000 позиций. Ни один дистрибьютор не перекроет всех потребностей магазина.

Дополнить ассортимент интернет-магазина позволит агрегатор. Агрегатор собирает заказы от сторонних поставщиков и обменивается данными с другими интернет-магазинами. Через API агрегатор передаёт: товарные карточки, цены, сроки, статусы заказов.

Первая тройка агрегаторов РФ: Emex, Autopiter, Autostels.

Работая с агрегатором, вы решаете проблему взаимодействия с большим количеством автодилеров и дистрибьюторов. Это плюс. Теперь, разберем минусы.

Пример 1. Клиент на вашем сайте подобрал и оплатил запчасти. Заказ через API автоматически ушел агрегатору. Вы получаете поставку и обнаруживаете в ней лобовое стекло. Далее выясняется, что покупатель — из другого города. Размер лобового стекла – больше 2х метров по диагонали. Это – крупногабарит, за который транспортная возьмет космический тариф. Клиент отказывается оплачивать доставку. У вас есть выбор. Либо, взять транспортные затраты на себя. Либо, вернуть деньги клиенту и оставить стекло на себе память. Вернуть запчасть агрегатору – практически не реально. Прямые дистрибьюторы – возвраты принимают.

Пример 2. Вместе с запрошенным артикулом агрегатор через API передает кроссы. В поиске на вашем сайте автоматически появляются аналоги. В том числе, близкие по цене. Это убивает наценку. Так же, в поиске появляются бренды с сомнительной репутацией. Это убивает доверие покупателей к магазину.

Работая с агрегатором, вы получаете автоматизацию, но теряете контроль над ассортиментом. Чтобы этого не произошло, вы должны разбираться не только в IT и логистике, но и в самом продукте. Так что, без «живых» экспертов по автозапчастям, вам не обойтись.

Основатель Rakuten Хироси Микитани сказал: «ошибочно строить интернет-магазин, как торговый автомат, который заглатывает банковские карты и выплёвывает заказы клиентов».

Общий минус дистрибьюторов и агрегаторов – отсутствие уникальности. Вы продаёте тоже, что и все остальные. И неизбежно вступаете в ценовую конкуренцию с другими участниками рынка.

Чтобы повысить маржинальность магазина, обратимся к новым азиатским брендам.


Европейские и японские заводы давно размещают производство в Китае. Однако, на их этикетках красуется надпись «Made in Germany» или «Made in Japan». На отраслевой выставке MIMS Automechanika китайские производители ежегодно занимают огромный павильон. Однако, напрямую на рынке они практически не представлены.

Читать еще:  Как открыть производство надувных лодок

Напомним, автопарк РФ составляет

250 моделей. Это: 250 артикулов тормозных колодок, 500 вариантов амортизаторов, и 2.500 элементов подвески. Чтобы в Китае получить хорошую цену, нужен заказ в несколько тысяч штук каждой позиции. Это очень большая партия, которую может себе позволить только крупный игрок с собственной сбытовой сетью.

ТОП3 private label дистрибьюторов: STELLOX (АрмТек), LYNX (Росско), PATRON (Шате-М).

Мы искали способ отстроиться от конкурентов, а пришли всё к тем же дистрибьюторам. Чтобы разорвать этот порочный круг, ищите нишевые продукты. Некоторые продавцы ВИН-КОД.РФ выставляют на площадке всего несколько позиций. Но это, — запчасти с хорошей маржинальностью и оборачиваемостью.
Пример: турбины, пневмобалоны, ТНВД.

Чтобы сформировать ассортимент интернет-магазин автозапчастей.

1. За основу возьмите ассортимент классического дистрибьютора aftermarket. Ищите дистрибьюторов со складом в вашем регионе. Либо поставщиков, которые сами доставят заказы бесплатно до вашего магазина. Доставка заказов через транспортную компанию — съест всю наценку.

2. Обязательно фильтруйте лишние бренды и товарные группы, если вы подключили агрегатор.

3. Ищите нишевые продукты в новых азиатских брендах. Основной принцип: узкий ассортимент, высокая маржинальность. В широком ассортименте вряд ли получится добиться хорошего соотношения параметров цена/качество/оборачиваемость.

12% и больше: в России начали дорожать запчасти для грузовиков 09:00, 4 февраля 2019 Версия для печати

Цены на грузовые запчасти растут гораздо быстрее, чем их продажи. Похоже, что наступивший год станет сложным как для перевозчиков, которым придется увеличить расходы на обслуживание автопарков, так и для продавцов запчастей

Экономика жмёт по тормозам

2018 год оказался непростым для российской экономики, во многих сферах которой наблюдается устойчивая рецессия. Производство грузовиков в сравнении с прошлогодним показателем сократилось на 3,5%. Продажи большегрузов с пробегом упали на 9%. Продажи новых грузовиков вышли в плюс, но их рост продемонстрировал почти 20-кратное замедление – с 50,4% по итогам 2017 года до 2,7%.

Не в лучшем состоянии находится и рынок запчастей для грузовых автомобилей. Точные данные по итогам 2018 года еще не собраны, однако участники рынка говорят о существенном падении спроса, которое наблюдалось в первом полугодии. В 2017 году ёмкость рынка выросла на 12% и достигла 465 млрд рублей. По итогам 2018 года положительная динамика, по всей видимости, сохранится, но темпы роста могут значительно замедлиться – об этом сообщают источники Ati.su в отрасли.

Справка: по данным аналитического агентства «Автостат», всего в России зарегистрировано 3,7 млн ед. грузовых автомобилей. 70% большегрузов – отечественного производства. В тройке лидеров – «КамАЗ», «ГАЗ» и переставший существовать в 2016 году «ЗиЛ». Неудивительно, что более половины продающихся в стране запчастей предназначены именно для российских грузовиков.

Продажи запчастей в интернет-магазине Sparox за 2018 год

Среди причин замедления роста продаж запчастей – ослабление курса национальной валюты, повышение НДС и общее падение доходов граждан и предпринимателей, занимающихся грузоперевозками. Дилеры отмечают, что характер спроса стал меняться: перевозчики всё чаще стараются сэкономить на запчастях и предпочитают бюджетные детали (т.н. «аналоги»), в то время как доля премиальных брендов постепенно сокращается. Представители интернет-магазина запчастей для грузовиков Sparox подчеркивают, что покупатели в последнее время стали разборчивее и осмотрительнее. Они чаще обращают внимание на производителя деталей, сравнивают цены у разных продавцов – иными словами, стараются сэкономить, не проиграв при этом в качестве.

Запчасти будут дорожать

Самый главный вопрос, волнующий и покупателей, и продавцов – вопрос повышения цен. Ускорившаяся инфляция и повышение ставки НДС не могли не сказаться на стоимости запчастей. Еще один фактор, напрямую влияющий на стоимость деталей – это рост цен на металл, который в последние годы опережает инфляцию. Все эти факторы рынком уже учтены: многие магазины подняли цены на запчасти в первые недели января, а некоторые даже не стали дожидаться нового года.

Справка: рынок грузовых запчастей в России четко сегментирован. Практически половину рынка традиционно занимают самые необходимые «расходники» – это шины (38% или 179 млрд рублей по итогам 2017 года) и моторные масла (9%, 42 млрд). За ними следуют детали топливных систем (7%), тормозных систем и детали подвески.

Стоимость запчастей напрямую зависит от курса рубля. Это относится как к импортным, так и к отечественным деталям, ведь при их производстве зачастую используется зарубежное сырье и оборудование. Локализация производства, тем не менее, позволяет российским производителям существенно снизить негативный эффект.

По прогнозам экспертов, оригинальные запчасти для КАМАЗа в этом году подорожают всего на 6%, в то время как импортные запчасти для грузовиков могут подорожать на 10-12%.

Некоторые производители игнорируют все вышеуказанные факторы и в течении долгого времени удерживают цены на одном и том же уровне, пытаясь захватить долю рынка у конкурентов. Впрочем, в нынешних условиях далеко не каждый поставщик отважится работать в убыток.

Продавцам придётся непросто

В условиях замедлившегося роста продаж дилерам приходится искать и осваивать новые рынки сбыта, расширять региональные сети, экспериментировать с форматами торговли.

Для покупателя чрезвычайно важным фактором была и остаётся широта ассортимента. Возможность выбора позволяет клиенту подобрать товар по карману. Разница в цене между оригинальной деталью и деталью от сторонних производителей может быть весьма существенной. Наглядный пример – регулировочный рычаг тормоза для тягача КАМАЗ; оригинал можно приобрести за 1689 рублей, аналог немецкого поставщика обойдется в 1285 рублей, а китайская деталь будет стоить более чем в 2 раза дешевле оригинала – всего 797 рублей. Поэтому магазины стараются обеспечить максимально широкий ассортимент, чтобы удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями.

Другим важным фактором, способным определить выбор в пользу того или иного магазина, является скорость доставки.

Если большегруз в результате поломки выбывает из строя, клиент может приобрести более дорогую деталь при условии, что её привезут на несколько дней раньше: в таком случае разница в цене будет компенсирована меньшими убытками от простоя машины.

Эффективное решение этой проблемы нашел интернет-магазин Sparox, который сотрудничает с крупнейшими транспортными компаниями федерального уровня. Покупатели могут самостоятельно выбрать подходящий тариф и точно в срок получить необходимые запчасти в любом уголке России.

Подводя итоги

Автоперевозчикам придётся смириться с ростом цен на запчасти, который в наступившем году значительно опередит инфляцию. Особенно заметно вырастут в цене импортные детали: владельцам автопарков, состоящих из зарубежных грузовиков и покупающих оригинальные запчасти, придётся увеличить расходы на ремонт и техобслуживание на 10-12%. При этом сохраняется опасность форс-мажорных ситуаций, связанных с обострением экономической и политической обстановки: в таком случае цены могут вырасти еще сильнее.

В непростых условиях оказались и продавцы запчастей. Сегодня покупатели неплохо ориентируются в марках производителей, они заинтересованы в широком ассортименте, быстрой доставке и доступной цене. На российском рынке не так много магазинов, удовлетворяющих этим требованиям: конкуренция между ними усилится.

Каких-либо серьезных перемен в структуре спроса ждать не стоит. Рынок грузовых запчастей ориентирован на российский автопарк, в котором преобладают возрастные грузовики отечественного производства. Лидерами спроса в обозримом будущем останутся детали для российских большегрузов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector