Землепользователь земельного участка это лицо
Статья 5. Участники земельных отношений
1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:
собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков;
обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 5 ЗК РФ
1. Правоспособность как граждан, так и юридических лиц, участвующих в земельных отношениях, устанавливается в соответствии с ГК. Им же закреплены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, которые также могут иметь значение для отношений по поводу земли, — например, по ЗК земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам только определенных организационно-правовых форм.
Граждане в земельных отношениях в определенных случаях могут выступать и как индивидуальные предприниматели, если они зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. Например, п. 6 ст. 69 ЗК установлено, что индивидуальные предприниматели могут проводить любые работы по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено специальными законами. Особенности земельных отношений граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, урегулированы в специальных законах.
Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах. С одной стороны, они являются носителями властных полномочий и осуществляют нормативное регулирование земельных отношений на находящейся под их юрисдикцией территории, с другой стороны, они выступают как собственники земельных участков, и в этом случае они являются равными с гражданами и юридическими лицами участниками земельных отношений.
В соответствии со ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
2. Иностранцы, так же как лица без гражданства и иностранные юридические лица, являются участниками земельных отношений, на которых распространяются все установленные законом права и обязанности. Единственное, в чем могут быть установлены ограничения для данных субъектов, — это в приобретении ими земельных участков в собственность, и такого рода ограничения должны быть закреплены в нормативных правовых актах не ниже уровня федерального закона.
К настоящему времени запрет на приобретение земельных участков в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами установлен ФЗ о введении в действие ЗК (п. 5 ст. 3) — в отношении земель приграничных территорий до установления их перечня Президентом РФ и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — в отношении земельных участков из данной категории земель. Причем согласно ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не только указанные выше лица, но и юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
3. С появлением в России права частной собственности и других вещных прав на землю и до введения в действие ЗК в законодательстве, научной литературе и на практике использовались различные термины для обозначения обладателей указанных прав. Земельный кодекс ввел единообразие в использовании понятий, обозначающих участников земельных отношений, и хотя в тексте п. 3 комментируемой статьи 5 ЗК РФ упоминается о том, что эти понятия и определения используются для целей настоящего Кодекса, в настоящее время даваемая Кодексом трактовка соответствующих понятий является общепринятой для законодательства и актов судебных органов. Допускается также обобщенный термин «обладатели прав на землю» или «собственники и обладатели иных прав на землю».
Права и обязанности землепользователей
Анализ законодательства показывает, что землепользователи это не то же самое, что и землевладельцы. Хотя для обычного человека понятия землепользование и владение землёй могут прозвучать как нечто идентичное, как синонимичные слова. Основные различия заключаются в перечне правомочий, которые характеризуют каждое из этих понятий.
Понятие землепользователь
Пользование землёй подразумевает под собой получение прибыли вследствие эксплуатации. В этом плане становится понятным и значение слова «землепользователь».
Такое обозначение лица означает, что:
- лицо правомочно использовать земельные наделы по своему усмотрению;
- оно вправе получать прибыль от использования земельного ресурса;
- его правомочия могут быть ограничены законом или соглашением;
- оно не имеет налоговой обязанности.
Самым очевидным землепользователем может быть признан арендатор земли. Но это неполный перечень.
То, что лицо является пользователем земли, не исключает факта владения землёй.
Как уже говорилось, данные понятия дают определение комплекса правомочий в отношении земельного участка, а не конкретного лица. Таким образом, одно и то же лицо может одновременно выступать и в качестве землепользователя, и в качестве владельца участка.
Правомочия землепользователя
Пользователи земельных участков вправе осуществлять те действия, которые прямо установлены в земельном законодательстве Российской Федерации.
Согласно нормам главы 6 Земельного кодекса данные лица имеют следующий перечень правомочий:
- Независимо вести хозяйственную деятельность на участке.
- Использовать земельные наделы и их отдельные части для удовлетворения своих нужд в порядке, не противоречащем законодательству.
- Возводить жилые и иного предназначения строения в соответствии с правилом целевого использования земель.
- Производить агротехнические и иного рода мероприятия для увеличения прибыльности использования земли, улучшения её мелиоративного состояния.
- Осуществлять сельскохозяйственную производственную деятельность.
- Осуществлять иные установленные законом права.
Обязанности пользователя земельным участком
Земля, в отличие от других объектов права собственности, является природным ресурсом, что обусловливает его особый правовой статус. В этом плане законодательство закрепляет за пользователями земельных наделов некоторые обязанности, которые обеспечивают сохранность земли в качестве части природы и рациональную эксплуатацию возможностей отдельных участков.
Среди обязанностей Земельный кодекс выделяет:
- Обеспечение целевого пользования ресурсами земли в соответствии с установленными государственными органами и законом правилами.
- Обеспечение сохранности инженерных знаков и иных отличительных приспособлений, установленных сотрудниками государственных служб, частными кадастровыми инженерами.
- Периодическое либо постоянное проведение мероприятий, обеспечивающих сохранность окружающей среды, в особенности мероприятий по безопасности от пожара.
- Выплата установленного законодательством налога на землю.
- Соблюдение норм строительства и генерального плана градостроения при возведении строений на территории своего участка.
- Предотвращение загрязнения земли, мелиоративного истощения, снижения плодородности.
Земельное законодательство содержит много норм, направленных на ограничение правомочий пользователей в отношении их земель. Тем самым нормы Земельного Кодекса направлены именно на обеспечение сохранности изначальных свойств земельного ресурса страны ради блага будущих поколений.
Правовой статус собственника земли
В общем смысле статус пользователя от собственника земельного участка отличается мало чем. Однако в правовом смысле допускаются случаи, когда пользователями могут выступать лица, не обладающие правомочием собственности. В свою очередь, собственники всегда обладают всеми правами пользователей, если только по соглашению или требованию законодательства они не предоставили данные полномочия другим лицам.
В отличие от лиц, которые обладают исключительно правомочиями пользования участком, собственник вправе:
- продать или подарить участок;
- сдать его в аренду;
- использовать в качестве залога в долговых обязательствах.
В отличие от пользователей, которые несут обязанности в индивидуальном порядке и лишь за свои действия, собственники отвечают и за действия тех лиц, в чьё пользование они предоставили землю.
Таким образом, вместе с более широким перечнем полномочий собственники получают и больше ответственности.
Правомочия государства на земельные участки частных лиц
В отличие от иных объектов права собственности земля является незыблемой, неизменяемой. В качестве имущества её невозможно уничтожить либо иным образом вывести из гражданского оборота. По этой причине государство сохраняет некоторые свои полномочия в отношении участков, которые находятся в пользовании частных лиц.
В этих целях государство применяет следующие механизмы:
- учёт и переучёт земельных участков;
- контроль над мелиоративным состоянием сельхозугодий;
- привлечение виновных лиц к ответственности;
- реквизиция земельных владений.
К тому же законодательство в области охраны природы и обеспечения сохранности земель ежегодно совершенствуется, а на собственников ложится всё больше ответственности и обязанностей.
Землепользователь земельного участка это лицо
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Землепользователь земельного участка это лицо». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В ответе также говорится о том, что «предусмотрена норма позволяющая землепользователям совершать правовые сделки с правом аренды, в частности закладывать в банк, отчуждать в течение всего срока аренды.
Понятие Землепользование — форма юридического пользования, не связанного, в основном, с сельскохозяйственным производством. Землепользователь, в сравнении с собственником и землевладельцем земельного участка, имеет более узкий круг прав. Землепользование включает условия и правила, законы, которые установлены Федеральным законодательством.
Земельное право. Тест для самопроверки
Наличие иных прав зависит от статуса самого лица. Так, если пользователь одновременно является и собственником земельного надела, то помимо указанных в земельном законодательстве правомочий, пользователь вправе осуществлять и иные, установленные в Гражданском кодексе РФ. То есть продать участок, сдать в аренду или в залог под кредит и т. д.
Земля, в отличие от других объектов права собственности, является природным ресурсом, что обусловливает его особый правовой статус. В этом плане законодательство закрепляет за пользователями земельных наделов некоторые обязанности, которые обеспечивают сохранность земли в качестве части природы и рациональную эксплуатацию возможностей отдельных участков.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в Земельном кодексе РФ принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю (п. 1 ст. 1).
Права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности приобретают: а) предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности; б) общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации. (В ред.
Сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища. Также они делятся на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья.
Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 308-КГ16-18894 по делу N А63-14247/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными торгов, проведенных в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
Способ использования земли имеет крупное значение не только в отношении развития в стране сельскохозяйственной экономики, но и в социальном смысле.
Допускается возможность проводить на территории оросительные, осушительные и агротехнические процедуры, включая мелиоративные.
Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах.
Обязанности пользователя земельным участком
В общем смысле статус пользователя от собственника земельного участка отличается мало чем. Однако в правовом смысле допускаются случаи, когда пользователями могут выступать лица, не обладающие правомочием собственности.
Исключением являются случаи, когда земля передается в аренду, бессрочное или Осуществление принадлежащих прав на земельный участок, если иное не предусмотрено законом.Землепользователь и землевладелец – это лица, которые имеют не только права, но и обязанности. Обладатель сервитута – это лицо, … являющееся собственником земельного участка владеющее и пользующееся земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения имеющее право ограниченного пользования чужим земельным участком владеющее и пользующееся земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования 8.
То есть рациональное землепользование включает две группы требований: научно-обоснованное эффективное использование земли для достижения определенных целей и обеспечение охраны окружающей среды и её объектов в процессе землепользования.
Землевладелец земельного участка это лицо — Законники
Пастбища делятся на: суходольные, обводнённые, заболоченные, горные и прочие. По степени обработки пастбища различаются на естественные и культурные. Культурные пастбища создаются методом засевания пашни высокопродуктивными травами. Такие пастбища имеют большую питательную ценность, в отличии от естественных.
Собственник земельного участка вправе использовать имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.
Право пожизненного наследуемого владения некоторое время присутствовало в Советском праве и в праве Российской Федерации в отношении прав на земельные участки Право пожизненного наследуемого владения некоторое время присутствовало в Советском праве и в праве Российской Федерации в отношении прав на земельные участки.
Земельное законодательство допускает возможность принудительного изъятия земельных участков у собственников.
Простая пожизненная форма права владения отличается от наследуемой лишь тем, что соответствующее право может перейти к наследникам субъекта.
Используя земельные территории в таких целях, за собственником сохраняется право законной собственности на все посевы и урожай сельскохозяйственных культур, а также на всю продукцию и финансовые доходы от их успешной реализации. Исключением лишь являются случаи, когда владелец передает свою территорию в аренду, пользование на постоянной основе, наследуемое или бесплатное использование.
· Бессрочный: срок договора не определён соглашением сторон
Таким образом, вместе с более широким перечнем полномочий собственники получают и больше ответственности.
В отличие от лиц, которые обладают исключительно правомочиями пользования участком, собственник вправе:
- продать или подарить участок;
- сдать его в аренду;
- использовать в качестве залога в долговых обязательствах.
Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
Н. на заключение договора аренды, нарушение Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани порядка предоставления Галимуллину А.Н. в аренду земельного участка без проведения публичных процедур, пришли к выводу о недействительности спорного договора аренды.
Несоблюдения указанных требований закона образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.
Это также институт Общей части земельного права, положения которого развиваются в Особенной части, где речь идет об использовании земель разной категории.
Право может возникнуть и вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему, в порядке наследования по закону.
Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки.
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Совокупность мероприятий землеустройства обеспечивает упорядоченное землепользование. В конечном итоге создается возможность для внедрения научно обоснованных систем ведения хозяйства.
С одной стороны, они являются носителями властных полномочий и осуществляют нормативное регулирование земельных отношений на находящейся под их юрисдикцией территории, с другой стороны, они выступают как собственники земельных участков, и в этом случае они являются равными с гражданами и юридическими лицами участниками земельных отношений.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в течение … с момента подачи заявления.
Землевладелец (land owner)- владелец земельного участка, в настоящее время практически то же, что и СОБСТВЕННИК земли.
Например, п. 6 ст. 69 ЗК установлено, что индивидуальные предприниматели могут проводить любые работы по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено специальными законами.
Суд выносит решение, согласно которому возможна регистрация земельного обременения.
Судебное решение об установлении частного сервитута должно содержать в себе все условия договора. Судебный орган может самостоятельно определять данные условия, если же такая операция будет невозможна, то к судебному разбирательству привлекается специальный эксперт, который занимается земельными вопросами.
Помимо условий судебное решение должно содержать точные сведения о расположении земли. Для этого может назначаться проведение дополнительных кадастровых работ, результатом которых станет определение границ и расположения территории.
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с законодательной базой в случае, если возникает такая необходимость для обеспечения интересов государства, органов местного управления или населения. Установление публичного сервитута предусматривает выполнение всеми сторонами данного договора определенных условий, предусмотренных законодательством, а именно:
- осуществления свободного прохода в пределах земельного участка;
- эксплуатации территории для проведения ремонта коммунальных, инженерных или технических объектов;
- для размещения межевых, административных и геодезических знаков;
- с целью забора воды и организации водопоя для животных;
- использовать землю для свободного доступа к прибережной зоне вблизи водных объектов;
- проводить дренажные работы, осуществлять изыскательские или исследовательские работы.
Землепользователь и землевладелец. Это одно и то же?
Особенности земельных отношений граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, урегулированы в специальных законах. Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах.
Как уже говорилось, данные понятия дают определение комплекса правомочий в отношении земельного участка, а не конкретного лица. Таким образом, одно и то же лицо может одновременно выступать и в качестве землепользователя, и в качестве владельца участка.
Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2017 N 304-ЭС16-21351 по делу N А27-25173/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения за использование доли земельного участка.
В частности, должен выдерживаться целевой характер использования земельного участка, его категория, его сохранность, требования градостроительных регламентов, нормативов.
В случае нарушения земельных прав собственников и арендаторов все полномочия подлежат восстановлению в законном порядке. Защита прав землевладельцев, землепользователей осуществляется в соответствии с действующим законодательством в судебных органах и арбитражных судах. Право аренды земельного участка. 1. Право аренды участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для проведения предпринимательской и иной деятельности. 2.
Землепользователь и землевладелец. Это одно и то же?
Землепользование и землевладение – взаимосвязанные и практически неразделимые друг с другом понятия. Но давайте выясним, землепользователь и землевладелец – это один и тот же человек или нет. Каковы их основные права, обязанности и преимущества в законодательном плане?
Суть права землевладения и землепользования является взаимосвязанной, неотделимой друг от друга правомочностью обладания и пользования землей.
Понятие
Землевладелец – это лицо, имеющее фактическое право на обладание конкретным участком земли. Землевладельцев различают:
- по правовым положениям в системе налогообложения;
- по условиям получения и передачи участка земли в собственность.
Землепользователь – лицо, которому в установленном порядке предоставлен в пользование участок земли. Здесь, с одной стороны, земельный участок рассматривается как средство производства, а с другой – как объект присвоения созданного продукта.
Почему же эти два понятия так неотделимы друг от друга? Во-первых, право землевладения проявляется в праве обладания конкретным земельным участком, то есть его огораживания, установления определенных запретов. Во-вторых, право владения землей уже ведет к праву пользования ею, что установлено законодательством РФ и иными документами.
Права
Земельным кодексом РФ регламентируются определенные права, которыми обладают землевладельцы и землепользователи. Так, гл. 6 ст. 40, 41 и 43 предусматривает следующие права:
- Самостоятельное хозяйствование на своем земельном участке.
- Использование для личных нужд в порядке, установленном законом, полезных ископаемых, пресных вод, прудов, находящихся на участке.
- Строительство жилых, промышленных, культурно-бытовых и других построек согласно целевому назначению участка, градостроительному регламенту и с соблюдением всех необходимых мер безопасности и нормативов.
- Проведение оросительных, осушительных, культурно-технических и иных работ в соответствии с законодательством; строительство прудов и других водных объектов с учетом экологических, строительных, санитарных требований и норм.
- Посадку и посев культур, получение сельскохозяйственной продукции и дохода от ее реализации. Исключением являются случаи, когда земля передается в аренду, бессрочное или безвозмездное пользование.
- Осуществление принадлежащих прав на земельный участок, если иное не предусмотрено законом.
Обязанности
Землепользователь и землевладелец – это лица, которые имеют не только права, но и обязанности. К последним относятся:
- Эксплуатация земельного участка с его целенаправленным назначением и применением тех способов, которые не навредят окружающей среде, в частности самому земельному участку как объекту природы.
- Сохранение межевых, геодезических и иных спецзнаков, которые установлены на участке соответственно законодательству.
- Осуществление природоохранных мероприятий, в частности соблюдение пожарной безопасности.
- Своевременное начало пользования землей, если данный факт предусмотрен договором.
- Своевременная оплата земельного налога.
- Соблюдение всех градостроительных регламентов при пользовании земельным участком.
- Соблюдение и следование строительным, экологическим, санитарным, гигиеническим, противопожарным нормам и правилам.
- Пресечение загрязнения, истощения, деградации, оскуднения земли и почвы на конкретном земельном участке.
- Выполнение других требований, которые предусмотрены ЗК РФ.
Земельная собственность
Согласно гл. 3 ЗК РФ, собственность на землю бывает:
- Частной. Землевладельцами в этом случае являются граждане, которые приобрели участки земли в соответствии с законодательством страны.
- Государственной. Землепользователями являются физ- и юрлица, муниципальные образования.
- Федеральной. Права на землю принадлежат РФ.
- Муниципальной. Здесь землевладелец – это муниципальное образование.
- Субъектной. Речь идет об участках земли, принадлежащих субъектам РФ.
Участники земельных отношений
Участники земельных отношений, их полномочия, права и обязанности являются предметом пристального внимания со стороны государства.
Земля – это одновременно основа жизни, естественная среда обитания населения, природный ресурс и средство производства. Ее значимость переоценить невозможно. Общество заинтересовано в обеспечении рационального землепользования, надлежащей охраны земель. Поэтому участники земельных отношений, их полномочия, права и обязанности являются предметом пристального внимания со стороны государства.
Субъектный состав земельных правоотношений
Начальные статьи Земельного кодекса РФ раскрывают принципы земельного права, устанавливают понятийно-категориальный аппарат отрасли. Особое значение среди них имеет ст. 5 ЗК РФ. Согласно ее предписаниям участниками земельных отношений являются:
- граждане, иностранцы;
- российские, иностранные юридические лица;
- политико-территориальные образования: РФ, ее субъекты, муниципалитеты.
Перечисленные субъекты земельного права могут становиться участникам конкретных земельно-правовых отношений. По отношению к земельному участку субъекты права могут выступать в роли:
- собственников;
- арендаторов, субарендаторов;
- владельцев на праве постоянного либо срочного безвозмездного пользования;
- лиц, ограниченно реализующих отдельные права, гарантированные сервитутом.
Представители каждой из четырех названных категорий субъектов могут быть поименованы правообладателями, поскольку за ними признаются те или иные права в области земельно-имущественных правоотношений.
Правоприменительной практике известна категория, не упомянутая в ст. 5 ЗК РФ. Это – фактические землепользователи. К их числу отнесены:
- граждане и организации, занявшие землю самовольно, не имеющие на нее правоустанавливающих документов;
- собственники недвижимости, расположенной на не оформленных в собственность или пользование участках;
- лица, продолжившие фактически пользоваться земельными участками по истечении арендных договоров, права срочного безвозмездного пользования;
- наследники и иные правопреемники, не оформившие свои права на землю вседствии халатности или умышленно (для минимизации налогового бремени).
Земельные права граждан
Государство гарантирует права граждан в области земельных отношений посредством Конституции, Гражданского и Земельного кодексов, законодательства природно-ресурсной направленности. Обычно они имеют экономический либо экологический характер. Речь идет о правах граждан:
- на благоприятную окружающую среду, в том числе – почву (ст. 42 Конституции РФ);
- приватизировать землю;
- свободно реализовать комплекс правомочностей по единоличному или совместному владению, пользованию, распоряжению земельными участками, находящимися в собственности (ст. 36 Конституции РФ);
- в административном либо судебном порядке требовать обеспечения неприкосновенности участка земли, занятого на законных основаниях;
- не быть лишенным земельного участка иначе, как по вердикту суда (ст. 35 Конституции РФ);
- прямо и через представителей в лице выборных должностных лиц участвовать в разрешении земельных вопросов общегосударственного и местного значения (ст. 31 Конституции РФ);
- получить из государственной казны справедливое возмещение вреда, причиненного действиями или бездействием госструктур при разрешении земельных вопросов (ст. 53 Конституции РФ).
Права граждан в области земельных правоотношений не абсолютны. Даже право собственности в отношении земельных участков реализовывается в жестких рамках. Это обусловлено конституционной обязанностью граждан со¬хранять окружающую среду, бережно относиться к богатствам при¬роды (ст. 58 Конституции РФ).
К примеру, собственник земли сельскохозяйственного назначения обязан использовать ее для садоводства или животноводства, поддерживать плодородие, а при необходимости – обеспечивать проведение мелиоративных мероприятий. Без разрешения нельзя изымать и переносить плодородный слой почв. Нельзя добывать на своем участке полезные ископаемые, т.к. недра – самостоятельный природоресурсный объект. Пренебрежение исполнением подобных обязательств может стать основанием лишения заинтересованного лица прав на землю через суд.
Юридические лица в земельных правоотношениях
В понимании ст. 48 ГК РФ юридические лица – это лица, владеющие обособленными активами организации, которые могут выступать в земельных правоотношениях от собственного имени. Ст. 49 ГК РФ наделяет юридические лица специальной правосубъектностью. Хозяйствовать на земле они могут исключительно в случае, если соответствующие виды деятельности предусмотрены их учредительной документацией.
Ст. 86 ГК РФ предусмотрела существование такой организационной формы деятельности на земле, как крестьянское (фермерское) хозяйство. Особенности статуса образования:
- не является юридическим лицом;
- подразумевает нахождение активов в общей совместной собственности членов;
- в случае обращения взыскания на имущество участок земли реализуется с прилюдных торгов гражданину, которое продолжит его использование по целевому назначению.
Учитывая риски и сезонную цикличность, связанные с хозяйствованием на земле, государство поддерживает с/х товаропроизводителей. Среди прочего им обеспечивается льготное страхование, кредитование. Существует возможность применения специального налогового режима – ЕСХН. Согласно ст. 3 Федерального закона № 264 «О развитии сельского хозяйства» статус сельскохозяйственного товаропроизводителя может быть связан:
- с организационной формой деятельности (фермерское хозяйство, сельскохозяйственный потребительский кооператив);
- со структурой доходов (70% дохода извлекается из выращивания либо переработки сельскохозяйственной продукции).
Ст. 213 ГК РФ разрешает нахождение в собственности юридических лиц любого имущества, не ограниченного в обороте. Российские юридические лица обычно владеют земельными участками на праве собственности или аренды. Муниципальным и госучреждениям, а также казенным госпредприятиям они обычно предоставляются на праве постоянного пользования, реже – на праве безвозмездного срочного пользования. Юридические лица не могут получить землю на праве пожизненного наследуемого владения.
Земельные права иностранных граждан и организаций
Субъектный состав земельных правоотношений с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц имеет некоторую специфику. Законодатель ограничивает их в возможностях приобретать землю. Запрет касается:
- сельскохозяйственных угодий, которые по логике ЗК РФ и ФЗ № 171 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обладают особой ценностью и стратегическим значением;
- участков, расположенных на приграничных территориях (предписания ст. 15 ЗК РФ предположительно обусловлены действием 4730-I-ФЗ «О госгранице РФ»).
Совокупное действие упомянутого закона № 171-ФЗ и № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» приводит к тому, что иностранцы и иностранные компании могут быть членами таких кооперативов только в качестве арендаторов. Они не вправе претендовать на льготы и государственную поддержку.
Ограничения также распространяются на российские компании, объем иностранных инвестиций в которые превышает 50% уставного фонда.
В целом, запреты не имеют дискриминационного характера. Так, за иностранцами и иностранными организациями признается право приоритетного приобретения либо аренды чужих земельных участков, на которых расположена принадлежащая им недвижимость (ст.35 ГК РФ).
Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений
В общем ведении центрального правительства и субъектов РФ находятся полномочия в области:
- использования земли;
- природопользования;
- обеспечения режима охраняемых природных территорий;
- экологической безопасности;
- охраны окружающей среды.
Совместная реализация полномочий обусловлена необходимостью оперативного менеджмента земель с учетом региональной специфики. При этом за субъектами РФ закреплены полномочия по:
- реализации всех правомочностей собственника в отношении принадлежащих им земель;
- выкупу земель из частной или муниципальной собственности для своих нужд.
Особенностью реализации полномочий субъектов в области земельных правоотношений является относительная свобода нормотворчества. Региональное законодательство не может противоречить букве и духу федерального законодательства, идти вразрез с его принципами.
Для реализации своих полномочий в области земельных правоотношений субъекты РФ по своему усмотрению могут формировать агентства, службы либо иные специализированные органы. Объем и структура их полномочий определена ЗК РФ.
Они среди прочего:
- формируют местные программы землепользования, охраны земель;
- устанавливают граничные размеры участков, предоставляемых в собственность;
- рассчитывают арендную плату за принадлежащие субъекту РФ участки.
Сформированные региональными властями органы также ответственны за установление порядков утверждения и изменения черты городских и сельских поселений, включения земель сельскохозяйственного назначения в перечень особо ценных, режима использования придорожных полос.