Самовольное занятие земельного участка это
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Комментарий к Ст. 7.1 КоАП РФ
1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.
Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.
В комментируемой статье 7.1 КоАП РФ рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.
Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.
2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.
Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.
Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.
В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:
— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;
— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.
По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:
— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:
копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;
кадастровый план земельного участка;
иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;
— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).
3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.
В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.
Так, к административной ответственности могут быть привлечены:
— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);
— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.
Санкция рассматриваемой статьи 7.1 КоАП РФ предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.
4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.
Что такое самовольное занятие земельного участка
Что это такое
Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:
- выделение земельных участков во временное арендное пользование;
- приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
- получение земли по наследству;
- выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
- иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.
В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.
Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:
- противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
- вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
- размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
- эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
- использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.
Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.
Способы защиты от самозахвата земли
- самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);
- направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;
- обращение с претензией в адрес службы Госземнадзора для проверки легальности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;
- направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.
Указанные действия может осуществлять любой правообладатель земли – граждане, юрлица, публичные образования. Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы.
Нужно учитывать, что все несформированные земельные наделы принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушение государственных или муниципальных интересов.
Как можно убедиться в нарушении интересов правообладателя? Для этого нужно располагать достоверными данными о границах надела, которые с 2013 года оформляются в виде межевого плана. Механизм кадастрового учета позволяет получить достоверные данные о границах любого участка, сформированного из муниципального или государственного фонда. Если владелец участка получал земли еще до вступления в действие ЗК РФ, для подтверждения границ ему придется оформить межевой план через профессионального кадастрового специалиста – инженера.
Ключевой особенностью межевого плана является не только определение границ конкретного земельного надела, но и согласование их с владельцами соседних территорий. Именно в процессе проведения кадастровых и межевых работ может выявляться факт захвата части чужого земельного надела.
Самовольное занятие земли подразумевает отсутствие устного или письменного согласия законного владельца на такие действия. Если между правообладателями соседних наделов сложился устоявшийся порядок пользования землей, ответственность за самозахват может не наступать даже при обращении в суд. Например, если на протяжении 20 лет сосед, с устного согласия владельца участка, использовал часть чужой земли под огород, он будет обязан освободить территорию после получения такого требования, однако избежит иных мер ответственности.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:
- предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
- направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
- предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.
Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.
Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).
Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.
Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.
Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:
- для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
- для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
- для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).
Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме. Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей. Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.
Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.
Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.
Статья 7.1. КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка
Ст 7.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, –
влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Комментарий к статье 7.1. КоАП РФ:
1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.
2. Цель статьи – защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.
3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).
4. Объект правонарушения – общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет – земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.
5. Самовольное занятие земельного участка – простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.
6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, – формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
Объективная сторона – деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).
7. Субъективная сторона – умышленная вина.
8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.
9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Самовольное занятие земельного участка – в каких случаях наступает ответственность
Самовольное занятие земельного участка может иметь две формы выражения. Первая связана с фактическим переносом границ собственного участка за их юридические пределы. Вторая — это занятие земли там, где у совершившего такое действие лица нет никакого своего участка, права на которые оно может подтвердить. В обоих случаях факт занятия выявляется по признакам ведения на участке какой-то деятельности, чаще всего строительства зданий и сооружений, и препятствования попаданию на территорию других лиц.
Правовые нормы
Основная проблема в том, что с момента появления на земельном участке не только здания или сооружения, но объектов незавершенного строительства, они являются чей-то собственностью. Частная собственность в России охраняется законом, поэтому невозможен снос таких строений или занятие их только на том основании, что они находятся на том участке земли, права на который имеются у другого лица. Участок и постройки в равной мере становятся спорными и сделать что-то можно только на основании решения суда, которое вступит в законную силу. В противном случае возможно усмотрение самоуправства, что может повлечь за собой юридические последствия.
Вопросы самовольных построек относятся к ст. 222 ГК РФ и тесно переплетаются с самовольным захватом земли.
Другим способом занятия участка является проведение посева или высаживание каких-то растений. При этом у того лица, которое совершает действие, отсутствуют документы на право владения участком. Постановление Правительства РФ от 30.06.2006 № 404 говорит о том, что ими могут быть:
- акты органов государственной власти или местного самоуправления;
- выписка из госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый план земельного участка.
Ничего из перечисленного у того лица, которое подозревается в совершении захвата участка или утверждает будто он ему принадлежит, быть не должно. Однако существенная часть всех захватов земли связана с тем, что какие-то документы всё же предоставляются.
Если участок занят кем-то самовольно, то лицу, обладающего на него правами, или органам местного самоуправления, надлежит обращаться в суд с исковым заявлением. В таком случае могут вступить в силу многие статьи гражданского, земельного и административного кодексов. По факту самого деяния, которое относится к деликту, правонарушению, требующему возмещения вреда, наказание предусматривает ст. 7.1 КоАП РФ. Во всех случаях природа ответственности одинаковая — это административный штраф, а размер его меняется в зависимости от типа лица, совершившего занятие участка не имея на то прав, и его общей площади.
Объект, предмет, субъект и другие аспекты правонарушения
Объектом этого правонарушения являются общественные отношения в области ведения и использования земли. Предметом — сами земельные участки. Объективной стороной правонарушения может быть только действие, которые направлены на присвоение земельного участка. Правонарушение может совершаться только в умышленной форме.
Поэтому никакого административного наказания не может последовать в тех случаях, когда кто-то, в силу ошибки, неосторожности или по иной случайной причине, поставил забор дальше, чем следует. Признаком ошибочности в таком случае является согласие лица, подозреваемого в совершении правонарушения, исправить ситуацию после того, как ему объяснят ошибочность его действий.
Точно так же не попадает под состав правонарушения по ст. 7.1 КоАП любое временное ограничение на использование территории в силу проведения строительных работ, когда устанавливаются временные ограждения, препятствующие прохождению людей и проезду автотранспорта из-за строительных и ремонтных работ. Даже в том случает, если они установлены слишком далеко и попадают на частные владения или муниципальную собственность, ст. 7.1 КоАП применить всё равно невозможно в силу отсутствия состава правонарушения.
В качестве лиц, которые могут быть признаны виновными, выступают физические, в том числе и не являющиеся гражданами РФ, юридические, а так же должностные лица, осуществляющие полномочия представителей власти.
Рассмотрение дел, связанных с самовольным занятием земельных участков, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Они же могут становиться инициаторами рассмотрения дел в судах. Таким же правом обладают и все те лица, которые считают свои права нарушенными и требуют восстановления состояния, которое было до самовольного занятия того участка, который на законных основаниях им и принадлежит.
Состав административного правонарушения и постановление ВС РФ от 7 ноября 2017 г. по делу № 60-АД17-3
Далеко не все решения местных органов контроля за использованием земельных участков и судов начальных инстанций относятся к числу обоснованных. Не так давно, постановлением ВС РФ от 7 ноября 2017 г. № 60-АД17-3, были отменены все акты о привлечении судами и государственном земельным надзором физического лица в административной ответственности. Причиной стало отсутствие в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения. Кроме этого ВС РФ обратил внимание на то, что каждое дело должно рассматриваться с учётом его индивидуальных особенностей.
Органами контроля 29.08.2016 было выявлено отсутствие у гражданки документов, свидетельствующих о зарегистрированных правах на используемую часть придомового земельного участка примерной площадью 683 кв. м. Однако это не давало повода для того, чтобы выносить решение об административной ответственности. Дело в том, что гражданка является собственником части жилого дома. Ранее она подавала заявления о том, чтобы сформировать участок, который был бы в её собственности, как часть недвижимости, которой она владеет. Соседка отказалась проводить согласование местоположения границ смежных земельных участков. В результате внесение участка в кадастровый план оказалось невозможным.
Судья ВС напомнил, что уже давно введён в действие ФЗ от 08.03.2015 № 46-ФЗ, которым внесены изменения в КоАП, что изменили подходы к пониманию состава правонарушений административного характера в сфере земельных отношений. С 20.03.2015 диспозиция статьи 7.1 КоАП РФ исключает правонарушения по владению земельными наделами без правоустанавливающих документов. Это не отрицает того, что документы должны быть оформлены в надлежащем порядке, но их отсутствие может быть следствием каких-то событий, поведения третьих лиц, которые мешают их получить.
Если гражданин стремится оформить документы, но это у него не получается, то из этого нельзя сделать вывод о том, что он совершает правонарушение. Для применения санкций любой статьи КоАП должен быть состав административного правонарушения, а если его нет, то невозможно и назначение штрафа.
Самовольное занятие (самозахват) земельных участков
Правовую основу в области использования земли регулирует Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс и другие нормативно-правовые акты.
Нарушение земельного законодательства нашими согражданами является на сегодняшний день достаточно частым явлением.
Ниже мы расскажем, какие виды нарушений наиболее распространены в области земельных отношений, и какая ответственность за это предусмотрена действующим российским законодательством.
Что представляет собой самовольное занятие (самозахват) земли
Как было упомянуто выше, среди землепользователей (в том числе собственников, арендаторов) встречается много нарушителей.
Одни не соблюдают установленные границы, другие используют земельный участок не по назначению.
Рассмотрим самое распространенное нарушение – самовольное занятие (так называемый, самозахват) земли.
При этом не важно, занято несколько гектаров земли или забор поставлен на несколько метров дальше положенного, действия граждан в обоих случаях одинаково незаконны.
Типичный случай: при отсутствии права на земельный участок размещаются какие-либо строения (гаражи, сараи) во дворах многоквартирных домов.
В индивидуальной жилой застройке используется земля за пределами границ, которые определены и закреплены в установленном законом порядке (земли за линией застройки передом домом).
Также нередко нарушаются границы смежного (соседнего) земельного участка.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Законодательством предусматривается административная ответственность за самозахват земли.
Для выявления и пресечения подобных нарушений гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Росреестре действует специальное подразделение – Государственный земельный надзор.
В случае нарушения земельных прав можно обратиться с заявлением в Росреестр для проведения проверки.
Правила для привлечения «захватчиков» земли к административной ответственности установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Должностным лицом (инспектором) нарушителю может быть в установленном порядке назначено наказание в виде административного штрафа.
Кроме штрафа, устанавливается срок для устранения нарушений, по истечении которого проводится повторная проверка.
Если нарушения не будут устранены, штраф придется заплатить повторно, при этом он может быть увеличен.
Когда землепользователь и после этого не устраняет нарушение, его могут заставить принудительно освободить незаконно занятый участок по решению суда.
Согласно Российскому законодательству ( статья 76 ФЗ №136 от 25.10.2001 ):
«Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками».
Виды права на земельный участок
Земельный участок также считается занятым самовольно при отсутствии правоустанавливающих документов на него.
Земельный кодекс предусматривает следующие виды прав на землю:
Право постоянного (бессрочного) пользования.
Право пожизненного наследуемого владения.
Право безвозмездного срочного пользования земельными участками.
Права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.
Государственная регистрация – юридический акт признания и подтверждения государством права на объект недвижимости (земельный участок, дом, квартира и др.).
Помимо самого факта наличия правоустанавливающих документов, важно их соответствие требованиям действующего законодательства.
Если земельный участок является ранее учтенным, государственная регистрация проводится по желанию его обладателя.
Действующее законодательство также не предусматривает обязательность проведения межевания (кадастровых работ).
Но для того, чтобы исключить спорные ситуации с земельными участками, ранее возникшее право лучше учесть в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) с уточненными границами.
При возникновении споров, основанных на самовольном занятии земельного участка с требованием о его возврате в судебном порядке, истец должен подтвердить в суде свое право на земельный участок.
С требованиями для установления границ (межевания) можно ознакомиться здесь.
Кроме того, при уточнении границ земельного участка, обязательным является согласование границ с владельцами соседних участков.
Таким образом, чтобы не преступить закон и избежать конфликтных ситуаций, рекомендуется оформлять документы на земельный участок в соответствии с законом, действующим на сегодняшний день.
Штрафы за самовольное занятие земельных участков
В случае самовольного занятия земельного участка, в том числе использования данного участка лицом, не имеющим прав на него, штраф рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта.
Сумма штрафа для граждан:
1-1,5% (но не менее 5000 тыс. р.).
Для индивидуальных предпринимателей:
1,5-2% (но не менее 20000 тыс. р.).
Для юридических лиц:
2-3% (но не менее 100 000 тыс. р.).
В случае, когда кадастровая стоимость земельного участка не определена, штрафы составляют: для физических лиц (граждан) – в размере от пяти до десяти тысяч рублей, должностных лиц – от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей.
К сожалению, многие граждане, подолгу используя не принадлежащую им землю, не знают, что совершают при этом противозаконные действия.
Необходимо понимать – правила землепользования определяются государством, и своевременное обращение в уполномоченный на предоставление земельных участков орган поможет вам избежать проблем.
О том, как оформить право собственности на землю под домом, читайте здесь.
Комментарии
Добавить комментарий
Форма обратной связи
Информация, размещенная на нашем сайте, посвящена правоотношениям, связанным с оформлением имущества: домом, квартирой, земельным участком.
На сегодняшний день (в связи с вступлением в силу закона «О государственной регистрации недвижимости») значительно упрощена учетно-регистрационная процедура Росреестра (органа регистрации прав).
Законодательно данный нормативный акт призван облегчить жизнь простым гражданам.
Но, к сожалению, на практике, при осуществлении сделок с объектами недвижимости (купле-продаже, наследовании, приватизации и т.д.), часто приходится сталкиваться с нарушениями законодательства и неправомерными действиями со стороны соответствующих должностных лиц при оказании государственных услуг.
Ознакомившись с подготовленными материалами, вы сможете отстоять свои права, исключить случаи нарушения закона, и при необходимости, обжаловать действия чиновников в досудебном (административном) порядке.
При возникновении проблемы, решение которой вы не нашли в размещенных материалах, обратитесь с вопросом к специалистам через форму обратной связи на сайте или позвоните по указанным телефонам:
Вы получите ответ специалиста, который поможет вам, опираясь на нормы закона, самостоятельно решать даже сложные проблемы.