Отличия использования земельного участка от владения им. Кто не имеет право на распоряжение землей?
Сегодня существуют разнообразные права в отношении участков земли, ограниченных только пользованием.
У некоторых граждан в голове возникает путаница.
Они не могут понять, в чём заключается подобное ограничение, и какое это имеет отношение к правам на собственность.
Пользование, владение и распоряжение землёй: что это такое?
Право на пользование землёй даёт человеку, который им обладает, возможность пользоваться наделом в независимости от того является он его собственником или нет. Гражданина можно наделить подобным правом, если заключить соответствующий договор.
Правом на распоряжение землёй может обладать только его собственник. Если на руках у человека есть определённый документ, то он может:
менять фактическое состояние надела, что повлечёт за собой смену его статуса юридического типа;
увеличивать количество людей, имеющих статус собственника данной земли;
ещё возможна продажа или сдача в аренду всего надела или его части.
Отличие права пользования от собственности на участок
Как уже упоминалось выше, хозяин обладает правом распоряжаться, владеть, а также пользоваться наделом, если у него на руках есть нужный документ, подтверждающий его права. Лицо, которое лишено права на владение и не является собственником, не может делать с землёй все, что ему заблагорассудится.
Отличие заключается в том, что человек получивший землю во владение может продать, сдать в аренду, подарить, изменить её статус и т.д.
Собственник изначально обладает правом владения и может передать его другому человеку если сам того захочет.
Гражданин, имеющий право распоряжения земельным участком не может провести с землей все те действия, которые были перечислены выше. С одобрения владельца надела подобный человек может обрабатывать землю и удовлетворять с её помощью свои потребности. При этом он не имеет права производить на ней какое – либо строительство без одобрения хозяина.
Таким образом, можно сделать вывод, что право пользования отличается от собственности определёнными ограничениями. Они должны быть чётко прописаны в договоре, который заключается между хозяином надела и человеком, который им пользуется.
Кто не имеет права распоряжения земельным участком?
Законами предусмотрен ряд обстоятельств, при которых человек может распоряжаться землёй, не являясь её собственником. Если ни одно из этих условий не выполняется, то человек имеет право только пользоваться наделом, если имеет место документ, дающий ему такое право.
В число людей, которые не могут распоряжаться землёй входят:
люди, являющиеся арендаторами или субарендаторами.
Граждане, имеющие право на пользование наделом на безвозмездной основе.
Люди, которые могут пользоваться наделом на правах бессрочного использования.
Лица, которые могут использовать надел как им хочется на основании сервитута.
Последний должен быть наложен на чужую собственность, в данной ситуации на надел. Это может произойти по контракту между гражданами или по распоряжению государственных органов. Последнее может иметь место, если наложение сервитута касается нужд мирного населения.
Собственники участки, которые владеют землёй с определённым режимом правового типа.
Права и обязанности лиц
Человек, который имеет право распоряжаться землёй, в соответствии со статьёй 40 ЗК РФ, может:
пользоваться для удовлетворения своих нужд полезными ископаемыми, находящимися на территории надела, а также водоёмами так, как это прописано в законе.
Строить здания разнообразного типа в соответствии с целевым назначением надела и её разрешённому использованию.
Производить различные работы мелиоративного типа, а также строить разные водоёмы, регламентированные законодательством.
Производить работы, которые не противоречат законодательству. В рамках этого владелец имеет право на посевы, а также посадки всех культур сельскохозяйственного типа, прибыль от их продажи.
Продать надел или его фрагмент, сдать в аренду или подарить кому-нибудь.
Изменить юридический статус земли.
Если речь идёт о человеке, который пользуется землёй, не являясь её собственником, а в соответствии с определённым договором, то он может использовать надел для получения пользы или выгоды для себя. Он может реализовывать результаты своих трудов на этой земле и получать прибыль в собственный карман.
Однако, человек, распоряжающийся землёй, имеет некоторые обязанности:
сохранять знаки, расположенные на территории надела в соответствии с законами РФ.
Производить мероприятия, направленные на охрану земель, соблюдение порядка пользования лесами, водоёмами и т.д.
В установленное время использовать землю, если это установлено определёнными договорами.
Осуществлять земельные платежи в чётко установленные сроки.
Соблюдать установленные регламенты, а также права и нормативы различного типа.
Не допускать ухудшения качественных показателей участка.
Человек, который пользуется землёй в соответствии с определённым договором, обязуется:
чётко ему следовать и не использовать землю запрещённым образом.
Стремиться не усугублять состояние участка при его использовании.
Поддерживать землю в хорошем состоянии за свой счёт.
Вернуть надел владельцу по истечению срока контракта.
Владелец земли обязуется:
исполнять все требования, предусмотренные ЗК РФ и ФЗ.
Не допускать загрязнения, захламления и деградации грунта.
Соблюдать требования регламентов градостроительного типа.
Производить оплату за землю в назначенные сроки.
Сохранять различные знаки, расположенные на участке в рамках закона РФ.
Передача полномочий
Данное действие можно совершить только посредством специального соглашения, которое заключается между двумя сторонами. В данном документе должны быть указаны реквизиты, а также некоторая личная информация.
После того как стороны были представлены нужно указать предмет соглашения. В рамках этого указываются:
данные кадастрового типа, а также некоторые подобные характеристики.
Основания, на которых осуществляется передача, а также его форма.
Условия, на которых происходит передача данного права от одной стороны к другой.
В пунктах, следующих далее, приписываются все права, обязанности, а также условия для каждой стороны данного соглашения.
Последним делом необходимо приложить к соглашению копии всех документов, имеющих отношение к данному наделу.
Заключение
Если гражданин, взявший в аренду землю, будет распоряжаться ей по своему усмотрению и при этом нарушать заключённый с собственником договор, то его действия будут расценены как незаконные и не останутся безнаказанными.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарий к СТ 16 ЗК РФ
Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю
Комментарий к статье 16 ЗК РФ:
1. Положения настоящей статьи дублируют норму п. 2 ст. 214 ГК РФ и устанавливают презумпцию принадлежности земли к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства ее принадлежности к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным).
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).
Согласно ст. 214 ГК государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией. Например, на уровне Российской Федерации права собственника реализуют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).
Федеральный закон о введении в действие ЗК устанавливает особые правила по распоряжению отдельными федеральными земельными участками. Так, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению отдельными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г. Эти правила действуют в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений об их включении в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства).
Указанные полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ на срок полтора года с даты принятия решения о включении в границы населенных пунктов. Данное ограничение срока не применяется в случае, если до истечения срока органами государственной власти субъектов РФ принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками.
Несмотря на то что в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются все формы собственности на землю, нельзя не заметить некоторых особенностей, свойственных государственной или муниципальной собственности (“публичной” собственности). Так, в отличие от частного собственника, у государства, муниципального образования нет обязанности использовать землю. Более того, в государственной и муниципальной собственности находятся земли запаса, которые могут быть использованы, как правило, после перевода их в другую категорию. Монополизировав некоторые виды деятельности, только государство может использовать земельные участки определенного назначения, например предназначенные для объектов по хранению и утилизации оружия массового поражения. Существуют и специфичные основания возникновения, прекращения права собственности государственных и муниципальных образований (национализация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация, реквизиция, приватизация).
2. Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земли на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов “О земле” 1917 г., Декрета ВЦИК “О социализации земли” 1918 г. и Земельного кодекса РСФСР 1922 г. После образования Союза ССР земля была признана собственностью государства в Общих началах землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР в 1928 г. Законом СССР от 06.03.1990 N 1305-1 “О собственности в СССР” была ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю.
В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов РФ производились на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”, а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности”. В приложениях 1 и 2 к названному Постановлению Верховного Совета РФ содержались перечни объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, и объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ.
Основания для разграничения государственной собственности на землю были закреплены Конституцией 1993 г., согласно которой к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (п. “г” ч. 1 ст. 72).
С реформированием земельных отношений и необходимостью введения многообразия форм собственности на землю потребовалось введение механизма разграничения государственной собственности. Для проведения такого разграничения был принят специальный Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”. Этот Закон регулировал отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определял основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникало право собственности; устанавливал порядок разграничения государственной собственности на землю.
Процедура разграничения государственной собственности на землю включала формирование перечней земельных участков, издание актов Правительства РФ по утверждению перечней земельных участков, землеустроительные действия по формированию земельных участков, государственный кадастровый учет земельных участков и регистрацию права собственности на землю Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.
Порядок, предусмотренный в названном Законе, являлся весьма сложным и занимал значительное время. Например, подготовка одного перечня земельных участков при отсутствии спора и при наличии всех необходимых документов в среднем занимала 7 – 9 месяцев. В основном разграничение государственной собственности на землю затронуло выделение федеральных земель. Это привело к тому, что с 1 июля 2006 г. ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” признан утратившим силу.
В современных условиях разграничение государственной собственности на землю производится на основании положений ЗК, ФЗ о введении в действие ЗК и иных федеральных законов. В ст. 3.1 ФЗ о введении в действие ЗК в целях разграничения государственной собственности на землю определены критерии такого разграничения и выделения земельных участков Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (см. комментарий к ст. ст. 17 – 19).
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 (СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3074).
По смыслу п. “г” ч. 1 ст. 72 Конституции во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 8 и п. “д” ст. 71 , разграничение государственной собственности осуществляется между публично-правовыми образованиями, связанными отношениями субординации и координации, которые основаны на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу не регулируются гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения. Разграничение государственной собственности на землю является специфическим основанием возникновения права собственности на земельные участки.
В п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК закреплен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. В то же время закрепляется, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
По общему правилу право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В то же время законодатель устанавливает определенные исключения из этого правила (см. комментарий к ст. 29).
Содержание права собственности на земельный участок. Правомочия собственника земельного участка
Содержание права собственности на землю соответственно составляют правомочие владения, правомочие пользования и правомочие распоряжения земельным участком.
Владение земельным участком представляет собой фактическое обладание, господство лица над данным объектом. Под правомочием владения земельным участком понимается основанная на законе и охраняемая им возможность иметь земельный участок у себя в хозяйстве. Данное правомочие предоставляет его обладателю возможность оказывать какое-либо непосредственное воздействие на соответствующий земельный участок.
Правомочие владениянеразрывно связано с правомочием пользования, так как в подавляющем большинстве случаев для того, чтобы пользоваться имуществом, необходимо иметь его в своем владении.
Пользование – правомочие собственника земельного участка, позволяющее ему использовать (эксплуатировать) данный участок, извлекать из него какие-либо полезные свойства (размещать на нем постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию, получать плоды от многолетних насаждений на участке и т.п.). По общему правилу, плоды, продукция, доходы и иные поступления, полученные в результате использования имущества (в данном случае, земельного участка) принадлежат лицу, которое использует его на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества (ст. 136 ГК РФ).
Согласно положений статьи 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный слой, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.
В то же время следует оговорить, что собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и направлений использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Это объясняется тем, что, во-первых, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью земельного участка к той или иной категории земель, и разрешенным использованием, а во-вторых, использование земель должно осуществляться способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе и непосредственно самой земле как ценному природному объекту. Закон запрещает также использование какого-либо имущества (в том числе земельных участков) в ущерб интересам других лиц или общества в целом (так называемое злоупотребление правом).
Иные границы правомочия пользования могут определяться законом, договором и иными правовыми основаниями (например, завещанием).
Распоряжение – правомочие собственника земельного участка, в силу которого обладатель данного правомочия определяет юридическую судьбу принадлежащего ему на праве собственности объекта, включает этот объект в экономический оборот путем совершения различного рода сделок (купля-продажа, сдача в аренду, передача в доверительное управление, внесение в качестве вклада в уставный капитал коммерческих организаций и др.).
Это наиболее действенное из всех правомочий собственника, так как, определяя дальнейшую юридическую судьбу земельного участка, собственник решает: сохранять данный объект у себя и пользоваться им либо передать правомочия владения, пользования и распоряжения другому лицу, отчуждать имущество путем совершения договора купли-продажи, мены, дарения или иным образом распорядиться его судьбой. Во многом именно от правомочия распоряжения зависит осуществление правомочий владения и пользования любым имуществом, в том числе земельным участком. Только собственнику земельного участка правомочие распоряжения таким объектом принадлежит в полном объеме.
Названные правомочия, составляя в своем единстве содержание права собственности на земельный участок, между собой тесно взаимосвязаны. Фактическое господство над определенным объектом представляет собой необходимую предпосылку осуществления правомочий пользования, то есть признанной за собственником и гарантированной ему законом возможности извлекать из земельного участка его полезные свойства для удовлетворения каких-либо потребностей. Правомочие пользования означает возможность не только непосредственного потребления, но и использования земельного участка для производственной деятельности, пользования его плодами, доходами и т.п.
Собственник земельного участка может передать принадлежащие ему правомочия владения и пользования другому лицу – как физическому, так и юридическому. Если при этом право собственности на земельный участок сохраняется за его первоначальным обладателем, то владение и пользование в той или иной мере ограничены его волей. Причем допускается как передача правомочия пользования без передачи владения (например, сервитут), так и передача правомочия владения без пользования (например, передача участка на хранение в порядке секвестра). Возможна также и передача владения вместе с правом пользования (например, аренда земельного участка). Однако оба эти правомочия (владение и пользование) находятся в зависимости от правомочия распоряжения земельным участком, которое в полном объеме принадлежит лишь собственнику последнего.
Право собственности на землю гарантировано Конституцией Российской Федерации и защищается законом. Собственник земельного участка может использовать для защиты своего права способы, предусмотренные статьей 12 ГК РФ, а также иные способы защиты, не противоречащие действующему законодательству и не нарушающие права и законные интересы третьих лиц. Также собственник земельного участка вправе истребовать его из чужого незаконного владения согласно положений статей 301 и 303 ГК РФ, а также вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения (согласно ст. 304 ГК РФ).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении
Распоряжение участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, ограничено: его можно только передать по наследству.
Согласно действующему гражданскому законодательству существует целый ряд вещных (имущественных прав) на объекты собственности, не принадлежащей человеку. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и таких имущественных прав.
Что представляет собой наследуемый пожизненно участок и права на него
Свидетельство о праве на наследство, в частности, на распоряжение участком, который находится в пожизненном наследуемом владении, может быть выдано только на те участки земли, которые находятся в собственности не у частных лиц (как юридических и физических), а исключительно в собственности государства или муниципалитета.
Кроме того, наследовать такие права, а также получать свидетельство о праве на наследство могут лишь физические лица. Юридические лица этим правом не наделены в силу правовых норм современного законодательства.
Кроме того, право на наследовании в обязательном порядке подлежит регистрации путем внесения в соответствующие документы изменений, в частности, внесения изменений в единый государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество (ЕГРП) и государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Данные функции возложены законодателями на управление Росреестра, сотрудники которого и осуществляют внесения изменений на основании документов, представляемых тем, кто получил свидетельство о праве на наследство.
Право наследуемого земельного участка позволяет собственнику после оформления всех документов стать практически полноправным собственником участка, следовательно, может возводить, сносить, реконструировать объекты недвижимого имущества (сооружения и постройки) в законном порядке, а также передавать по наследству этот участок. Однако продавать, сдавать в аренду, менять или составлять иные договора и заключать сделки на распоряжение этим участком собственник не имеет права.
Оформления в собственность никто требовать не имеет права, поэтому такой ограниченный собственник может и не оформлять участок, игнорировать его наличие, не пользоваться им. Никакого наказания за это он нести не будет, однако налог на землю ему необходимо будет платить в любом случае.
Состав земли и порядок передачи участка по наследству
Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, у собственника ограничено. Полученный путем пожизненного наследования участок земли можно только передать по наследству другому лицу.
Несмотря на то, что статья 21 Земельного кодекса РФ, в который было описано данное право, утратила силу, в действии еще находится статья 1181 Гражданского кодекса России, которая и регулирует переход право собственности на землю.
Именно эту статью применяют тогда, когда стоит вопрос о наследуемом пожизненно участки земли.
Согласно этой статье специального разрешения на то, чтобы вступить в права пожизненного владения наследуемого земельного участка, не требуется. Переход права осуществляется обычным путем на общих основаниях в рамках действующего законодательства.
Если отдельными нормативно-правовыми актами не установлено иное, то вместе с правом владения на наследуемый в пожизненном порядке земельный участок переходят и права собственности на верхний слой почвы, растения, объекты водного или лесного фонда.
Свидетельство о праве на наследство выдается не нотариусом после вступления в силу, как это бывает с имуществом, которое находилось в собственности у умершего, а представителем органов местного самоуправления. Именно в свидетельстве описывается полностью земельный участок, который подлежит наследованию и распоряжению, со всеми его характеристиками.
Переход права на земельный участок по наследству
В 1990 году, когда было введено понятие о пожизненном наследственном участке земли, эти самые участки выдавали землепользователям под строительство или иные нужды. С вступлением в силу Земельного кодекса РФ такое понятие существовать перестало, однако некоторые участки до сих пор переходят по праву наследования в пожизненном порядке от гражданина к гражданину, если не было оформлено право собственности.
В связи с этим возникают некоторые коллизии, когда государственные служащие не принимают во внимание права наследников на такой земельный участок, считая землю муниципальной или государственной. Но по факту она подлежит переоформлению прав именно наследника (из наследника в полноправного собственника).
Использовать такой земельный участок муниципалитет в своих нуждах права не имеет, если это не предусмотрено нормативно-правовыми актами, регулирующими земельные отношения.
Наследнику земельного участка, предоставляемого в пожизненное наследование, необходимо обратиться в местную администрацию для получения соответствующего свидетельства. В случае отказа в выдаче документа землепользователь имеет право обратиться в суд с иском о признании его прав и получением соответствующего свидетельства.
В судебной практике встречаются ситуации, когда землепользователю отказывали в его праве, но только в том случае, если земельный участок попадает под особые категории земель, распоряжаться которыми физические лица не в праве.
При этом собственнику выплачивается компенсация или равноценная замена в натуре, независимо от того, вступил ли собственник в права собственности на наследуемый участок. Во всех остальных случаях суд удовлетворяет иски, обязывая представителей местной администрации выдать соответствующие документы (свидетельство) и признать права на пожизненное наследование землей.
Свидетельство о праве на наследство и его виды
Свидетельство о праве на наследство земельного участка представляет собой документ, составленный и заверенный нотариусом, где прописывается:
данные нотариуса;
данные наследодателя;
данные наследника/наследников;
предмет наследования;
особые условия получения наследства, если они есть;
данные о предмете наследования.
Предметом в данном случае будет являться земельный участок, данные о котором представляют собой: размеры, площадь, местонахождение границ, фактический адрес местонахождения, кадастровый номер, стоимость (при наличии оценки участка). По истечении полугода после смерти наследодателя нотариус открывает завещание наследникам, оглашает его и позволяет вступить в права наследования. При этом те, кто указаны в завещании, могут отказаться от этого права.
Свидетельство о праве на наследство пожизненно наследуемого земельного участка выдается не нотариусом, а представителем местного органа самоуправления (чаще всего это глава администрации района или конкретного населенного пункта).
Гражданин может отказаться от принятия земли.
Также никто не обязывает его использовать полученный земельный участок, строить на нем, культивировать или оформлять в собственность. Он будет существовать на правах наследования и дальше, за него будет приходить минимальный налог, а после смерти получателя участок перейдет к законным наследникам первой категории (близкие родственники: дети, внуки или правнуки).
Регистрация прав на участок земли при наследовании
Государственная регистрация прав на участок земли, полученный путем наследования в собственность или пожизненное наследование, происходит на общих основаниях. Для регистрации необходимо обратиться с пакетом документов в многофункциональный центр или управление Росреестра. В перечень обязательных документов входят:
кадастровый паспорт участка (если его в силу каких-то причин нет на руках, можно заказать выписку из ГКН);
свидетельство о праве на наследство путем пожизненного наследования;
документ, который удостоверяет личность.
После подачи всех документов в установленный законом срок гражданин получает право собственности на земельный участок, которое может реализовать уже в полной мере.
Оформив участок в собственность, его собственник уже может распоряжаться им так, как допускает законодательство: продавать, сдавать в аренду, менять.
До того как будет получено свидетельство о праве собственности силу имеет лишь свидетельство о праве на наследство, которое позволяет только распоряжаться наследуемым пожизненно участком в ограниченном виде.
Требовать от владельца наследуемого пожизненно участка оформления в собственность, согласно действующему законодательству, никто не вправе. За ним остается выбор: передавать землю по наследству и дальше или же оформлять ее в собственность и распоряжаться в полной мере.
Статья 11 ЗК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений (действующая редакция)
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
URL
HTML
BB-код
Текст
Комментарий к ст. 11 ЗК РФ
1. В отличие от предыдущих ст. ст. 9 и 10, в которых фактически рассматривались полномочия не Российской Федерации и ее субъектов, а органов государственной власти соответствующего уровня, в комментируемой статье идет речь о полномочиях органов местного самоуправления, что теоретически и терминологически верно, так как властными полномочиями могут быть наделены именно органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения муниципальных образований закреплены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. При этом круг вопросов местного значения (в том числе и в области земельных отношений) дифференцируется в зависимости от вида муниципальных образований – поселение, муниципальный район, городской округ.
Так, согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относится ряд вопросов в области регулирования земельных отношений и градостроительства, в частности:
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки;
утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;
выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд;
осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Пункт 15 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района в числе иных вопросов относит также:
утверждение схем территориального планирования муниципального района;
утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории;
ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района;
резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Пункт 26 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относит ряд вопросов в сфере земельных отношений и градостроительства, в том числе:
утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки;
утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории;
выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа;
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;
ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа;
резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;
осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Помимо полномочий по резервированию земель, а также изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, закрепленных за органами местного самоуправления положениями комментируемой статьи, в ней упоминается также о полномочии по установлению правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также территорий других муниципальных образований. Правила землепользования и застройки согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (подробнее о документах градостроительного зонирования см. в комментарии к гл. XV настоящего Кодекса).
Полномочия по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель хотя напрямую и не предусмотрены в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации”, но во многом служат целям обеспечения рационального использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности. Именно местные программы позволяют обеспечить реализацию мероприятий по охране земель на муниципальном уровне, так как их осуществление, как правило, финансируется путем выделения средств из бюджетов муниципальных образований.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, закрепленный комментируемой статьей, аналогичным образом с полномочиями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, установленными предыдущими статьями, является открытым. Данный факт предоставляет возможность муниципальным образованиям самостоятельно в пределах, установленных Земельным кодексом РФ, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и иными федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ, наделять свои органы и иными полномочиями в данной сфере.
Одним из таких полномочий, не закрепленных положениями комментируемой статьи, но упоминаемых в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, является полномочие по осуществлению муниципального земельного контроля в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 72). Между тем обеспечение эффективности реализации данного полномочия имеет весьма важное значение для охраны земель, находящихся в муниципальной собственности, так как позволяет применить меры юридического воздействия к нарушителям земельного законодательства.
Интересная точка зрения относительно реализации полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений высказана А.П. Анисимовым и А.П. Алексеевым. Так, по их мнению, органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер), и как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений – физическими и юридическими лицами). В последнем случае на органы местного самоуправления как собственника земельных участков налагаются обязанности по организации рационального использования и охраны земель.
Указанные авторы отмечают, что органы местного самоуправления в сфере охраны земель вправе:
разрабатывать местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий;
согласно ст. 8 ЗК РФ осуществлять отнесение земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к различным категориям и перевод их из одной категории в другую в порядке, предусмотренном федеральными законами. Данная норма позволяет им осуществлять, например, перевод земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий с приданием соответствующим земельным участкам статуса особо охраняемых природных территорий местного значения;
осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения;
своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
2. Роль органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения земельными участками в условиях незавершенности разграничения государственной собственности на землю велика. Одним из главных достижений раннего периода земельной реформы в новейшей истории России было закрепление наряду с государственной собственностью права муниципальной и частной собственности на землю в Конституции РФ 1993 г. (ч. 2 ст. 9) и ряде законодательных актов. Однако в целях определения земельных участков, на которые могло быть установлено право муниципальной собственности, в данный период следовало прежде всего осуществить разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации и ее субъектов. Между тем существование права муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации в условиях незавершенного процесса разграничения государственной собственности на землю на раннем его этапе подвергалось определенной критике в научных правовых исследованиях. В настоящее время, после признания утратившим силу Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю”, а вместе с ним сложной процедуры разграничения, которая фактически учитывала интересы всех публичных уровней власти в сфере прав на землю, критерии отнесения земельных участков к участкам, находящимся в муниципальной собственности, установлены положениями ст. 19 комментируемого Кодекса (см. комментарий к ней).
Вместе с тем органы местного самоуправления наделены полномочиями по управлению и распоряжению отнюдь не только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Сложности в разграничении государственной собственности на землю предопределили необходимость в наделении органов местного самоуправления полномочиями по распоряжению и теми земельными участками, право государственной собственности на которые до сих пор не разграничено. Так, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как показывает практика, наделение органов местного самоуправления правомочием распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые до сих пор не разграничена, позволяет обеспечить рациональное использование и охрану земель в условиях неопределенности их надлежащего собственника.