Право постоянного бессрочного пользования земельным участком это
Web555.ru

Бизнес портал

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком это

Основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть предоставлено гражданам и юридическим лицам.

Право постоянного пользования участком. Понятие и содержание права

Понятие, оценка и содержание пользования участком земли определено на уровне земельного законодательства. Согласно требованиям нормативно-правовых актов подобное бессрочное право пользования может быть установлено только в отношении государственной или муниципальной собственности.

Право на постоянное пользование, если оно было предоставлено еще до вступления в силу нового Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Данное право должно быть зарегистрировано в государственном учреждении, осуществляющем подтверждение сделок с недвижимым имуществом. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, такое понятие как «право на бессрочное пользование» перестает действовать. В подобных ситуациях от землепользователей требуется заключение договора аренды или купли-продажи.

Способы и необходимые условия для возникновения права на постоянное пользование участком. Передача права бессрочного пользования, правопреемство

В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства право на бессрочное пользование участками, которые находятся в собственности государства или отдельных субъектов государства, может быть предоставлено гражданам и юридическим лицам. Земельный кодекс России выделяет норму о том, что такой участок земли не может быть предоставлен гражданам.

Также гражданское законодательство отдельно рассматривает основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В качестве одного из таких оснований выделяется решение, вынесенное уполномоченным органом, осуществляющим государственную или региональную власть.

Еще один способ возникновения права собственности – приобретение данного права при переходе права собственности на здание, сооружение или строение, которое принадлежало предыдущему собственнику на праве постоянного пользования.

Нормативными актами устанавливается возможность получения права пользования в порядке правопреемства. Однако оценить свои силы и воспользоваться таким правом могут только организации.

Исчерпывающий перечень субъектов, которым представлено право постоянного пользования участком земли, находящимся в федеральной или муниципальной собственности. Разрешение, полученное в государственном или муниципальном органе

Круг субъектов, которые имеют право на получение участка на праве бессрочной собственности, определен в Земельном кодексе. Согласно данному законодательному акту к подобным лицам относятся следующие:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • учреждения государственного и муниципального уровней;
  • казенные предприятия.
  • центры исторического наследия Президентов, которые прекратили выполнение возложенных на них полномочий.

Данный перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен. Предоставление участка таким лицам происходит только на основании принятия соответствующего решения.

Понятие решения также устанавливается в Гражданском кодексе РФ. Согласно данному законодательному акту без решения невозможно провести предоставление участка. Решение может быть вынесено несколькими государственными органами, в зависимости от предоставляемого в пользование объекта недвижимости:

  • в отношении земель субъектов государства решение принимает уполномоченный орган власти данного субъекта путем вынесения соответствующего постановления;
  • в отношении земель из государственной собственности решение принимает уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий деятельность по правам собственности на землю;
  • в отношении земель муниципальной собственности решение принимает соответствующий орган местной власти.

При этом в нормативно-правовых актах отдельно выделяется роль Министерства имущества РФ, которое осуществляется деятельность:

  • по предоставлению участков органу государственной власти, учреждениями, казенному предприятию;
  • по предоставлению участков земли, на котором располагаются объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности.

Правила переоформления права на постоянное пользование участком. Срок, установленный для его переоформления

Согласно нормам гражданского и земельного законодательства физические лица не должны исполнять обязанность по переоформлению участка земли, предоставленного им на праве бессрочного пользования. Согласно федеральному закону граждане, которым данное имущество было предоставлено до введения в силу нового Земельного кодекса РФ, имеют право пользоваться участком на прежних основаниях.

В свою очередь, в прежнем законодательстве установлено, что такое право является бессрочным и в переоформлении не нуждается.

Процедура переоформления состоит из нескольких этапов:

  • Отказ текущего землепользователя от участка.
  • Приобретение нового права на землю, которое может быть совершено в порядке аренды или купли-продажи.

Данные действия обязательно должны быть совершены в порядке, установленном законом, оформлены в Управлении регистрационной службой (Росреестром). На законодательном уровне предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка и сроков переоформления права собственности на участок. Штраф за неправомерные действия может достигать ста тысяч рублей.

Основания для прекращения права на постоянное бессрочное пользование. Порядок прекращения

В законодательстве выделено несколько случаев прекращения права на бессрочное пользование участком:

1. При добровольном отказе землепользователя от принадлежащего ему права.

2. При использовании участка с нарушениями установленного российского законодательства:

  • использование участка не по его целевому назначению или такими способами, что свойства плодородного слоя почвы снижаются.
  • порча земель.
  • невыполнение возложенных обязанностей по своевременной рекультивации земель, а также прочих обязательных действий, направленных на сохранение и охрану почв.
  • невыполнение возложенных обязанностей по возвращению землям состояния, пригодного для целевого использования.
  • неиспользование участка сроком более трех лет.

3. При изъятии участка для удовлетворения нужд государства, отдельных субъектов государства, органов местного самоуправления.

Прекращение права бессрочного пользования возможно только по данному перечню оснований. Нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня могут предусматривать ряд других причин для прекращения права на бессрочное пользование участком.

Если землепользователь самостоятельно принимает решение об отказе от права постоянного пользования участком земли, он должен подать соответствующее заявление в уполномоченный государственный орган. К заявлению обязательно должна прилагаться копия документа, удостоверяющего личность обращающегося.

Если же исполнительный орган власти самостоятельно прекращает право постоянного пользования участком земли в виду невыполнения землепользователем требований законодательства или в целях удовлетворения нужд государства, им принимается соответствующее решение.

При получении заявления об отказе собственника от права пользования участком, уполномоченный орган также должен в течение месяца принять решение о прекращении права. Копия указанного документа должна быть в течение трех дней с момента его принятия направлена лицу, решившему отказаться от права пользования.

Что такое право постоянного бессрочного пользования земельным участком и как его получить?

Кроме права собственности на землю существует возможность аренды. Для полноценного ведения какой-либо деятельности достаточно такого вида пользования. Участок может быть передан в аренду на определенный срок либо на бессрочной основе. Во втором случае это могут сделать лишь органы власти определенному кругу лиц с условием целевого использования надела.

Что такое право постоянного использования земли?

Бессрочное использование земли – один из видов вещных прав. Возникает оно на участке земли, который был предоставлен в распоряжение казенных предприятий, органов местного самоуправления, муниципальную и государственную собственность, органам государственный власти. Имеют право на такое пользование и физические лица. Но распоряжаться этой землей они не могут.

Правовые нюансы (Земельный Кодекс)

Земельный кодекс РФ содержит полный перечень субъектов, имеющих право на использование земли (ст. 5):

  • собственники;
  • землепользователи;
  • землевладельцы;
  • арендаторы;
  • обладатели сервитута;
  • правообладатели.

Все эти категории лиц обладают одним из видов прав на владение и использование земельных участков.

Что же касается именно постоянного использования, то определение круга лиц указано в ст. 39.9 ЗК РФ:

  • органы местного самоуправления;
  • органы государственной власти;
  • казенные предприятия;
  • центры исторического наследия президентов РФ.

Разрешение на такое использование производится исключительно с разрешения органов местной власти. Только они вправе передать землю в бессрочное пользование.

Право безвозмездного содержания и использования земли

Еще одной разновидностью использования земли является безвозмездное использование. Его могут предоставить те, кто пользуется земельным наделом бессрочно. В этом случае есть существенное отличие: такое право предоставляется на определенный срок. Также должно быть заключено соглашение, чего не делается при бессрочном пользовании участком.

В этом документе может быть указано, что можно, а что нельзя делать на этой земле. Если такой пункт отсутствует, то это означает, что распоряжение осуществляется в соответствии с техническим и хозяйственным назначением надела.

Правила безвозмездного использования содержатся в Гражданском кодексе (гл. 36). А Земельный кодекс устанавливает правила передачи земли (ст. 24), перечень лиц и сроки (ст. 39.10), обязанности по использованию земли (ст. 42).

Кому предоставляется право?

Физические и юридические лица наделены таким правом в разной степени.

Физическим лицам

Граждане не могут получить в постоянное использование землю. Они могут только купить или взять в аренду участок на платной основе.

Но те, кто получил ее до 2001 года, продолжают ею пользоваться без права распоряжения.

Этот надел они могут приватизировать, причем сроки не ограничены. Но есть существенное ограничение: использовать такую возможность позволяется только единожды.

Юридическим лицам

Юрлица могут получить землю в постоянное пользование от органов власти. Они получают право вести деятельность на определенном земельном участке, не оформляя право собственности на него. При этом существует ряд ограничений, не позволяющих передавать в постоянное использование:

  • территории, относящиеся к лесному и водному фондам;
  • заповедные зоны;
  • зараженные земли (после радиационных аварий);
  • стратегически важные объекты.

Могут быть исключение, например, чрезвычайные ситуации или военные действия.

Как оформить общедолевую землю в собственность?

С 2005 года появилось новое для России понятие: общедолевая собственность.

Порядок переоформления

То, что земельный участок находится в общедолевой собственности, означает, что у него несколько хозяев, каждому из которых принадлежит некая доля от общей собственности.

Отсюда вытекают особенности условий его пользования, продажи, межевания. Но может сложиться ситуация, когда один или несколько владельцев хотят выделить свою часть надела. Поэтому возникает необходимость переоформления участка.

В случае, когда остальные собственники согласны, раздел происходит на добровольной основе. Для этого необходимо провести межевание, определить новые границы. Полученные после этой процедуры документы передаются в местную администрацию для их подписания. Далее нужно получить разрешение от комитета по управлению собственностью на деление участка.

Если же стороны не согласны выделить участок, то придется решать вопрос в судебном порядке. Нужно будет подать исковое заявление с просьбой выделить долю в натуральном виде. К иску прилагаются те же документы, что и в первом случае.

Может сложиться так, что участок, находящийся в общей долевой собственности является неделимым. Это значит, что на нем возведено строение и обозначить границы или разделить землю невозможно без нарушения целостности здания. Тогда возможны два варианта:

  • для всех собственников устанавливаются равные доли;
  • один собственник выкупает у остальных принадлежащие им доли земли и строение, расположенное на ней.
Читать еще:  Как определить границы земельного участка

После этого можно проводить государственную регистрацию.

Заявление

Для того, чтобы провести разделение общего участка, кроме документов потребуется еще заявление.

В нем должны быть указаны ФИО, паспортные и контактные данные гражданина, желающего выделить свою долю, полные данные на общую собственность, описание выделяемого участка. Документ должен быть подписан заявителем, на нем обязательно указывается дата его составления.

Государственная регистрация договора

Заявление, полученные на первом этапе документы, а также договор о приобретении земли и кадастровые паспорта необходимо сдать в регистрирующий орган, который в течение 14 календарных дней выдаст документ на право использования выделенного участка.

Если переоформление происходило через суд, то госрегистрация договора производится на основании судебного решения.

Стоимость

Для проведения процедуры переоформления земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, каждый владелец должен уплатить госпошлину от 200 руб. При регистрации в Росреестре также взимается пошлина, размер которой зависит от стоимости доли участка.

Земля в аренду без срока

Получить земельный участок в бессрочную аренду можно путем участия в аукционе. Для этого местная администрация публикует объявление о торгах. Победителю передается земля в аренду без срока. В результате он получает право на ведение хозяйственной деятельности не только непосредственно на участке, но и в зданиях, расположенных на ней, а также на возведение новых строений.

Если надел имеет сельскохозяйственное назначение, то впоследствии арендатор может выкупить его по рыночной цене и оформить право собственности.

Лицо, желающее получить землю в бессрочную аренду, может самостоятельно выбрать свободный участок, обратиться в местную администрацию в просьбой о его выделении. Если это надел не проходил межевание, то его надо произвести. В ином случае достаточно будет заказать кадастровые документы, где нужный участок будет выделен на общей карте. Далее подается заявление в орган местного самоуправления и в течение 30 дней администрация даст ответ.

Временная передача земли

Если земельный участок передается в пользование на определенное время, то срок зависит от субъекта права и от цели использования:

  • на срок до 5 лет земля может быть предоставлена физическим лицам с целью сельхоздеятельности для собственных нужд, физическим и юридическим лицам для лесохозяйственного, охотхозяйственного и сельскохозяйственного использования, предполагающего строение зданий, некоммерческим организациям для садоводства или огородничества;
  • на срок до 6 лет земельные участки предоставляются физическим лицам для ведения подсобного личного хозяйства, ИЖС, фермерским хозяйствам;
  • до 10 лет право пользования может предоставляться религиозным организациям;
  • контрактникам – на срок действия их договоров;
  • физическим лицам, пользующимся служебным жильем – на срок права проживания;
  • отдельным категориям лиц право временной передачи земли может быть предоставлено на срок до 1 года.

Подробно все условия прописаны в ст. 39.10 Земельного кодекса.

В любом случае использование участка должно быть исключительно по целевому назначению. Земледержатели также обязаны не производить действий, которые могут привести к ухудшению окружающей среды, не допускать снижения плодородия, не передавать участок в аренду.

Возможные проблемы при переходе

Для того, чтобы не возникало проблем при бессрочной аренде земельного участка, его использование должно быть целевым. В противном случае органы власти в одностороннем порядке могут расторгнуть договор.

Постоянное пользование землей подразумевает, что этот участок нельзя передавать в аренду. Даже в том случае, если собственник дает такое согласие, это противозаконно.

Также нужно помнить, что, несмотря на то, что земля передана в бессрочное пользование, собственником остается другое лицо. А это означает, что владелец может использовать ее по собственному усмотрению (конечно, только в пределах допустимых видов). Так что здесь могут возникнуть разногласия.

После внесения значительных изменений в Земельный кодекс в 2008 году собственник земельного участка может в судебном порядке расторгнуть договор вне зависимости от того, что бессрочная аренда уже оформлена. Статья 13 Гражданского кодекса содержит указание на то, что нормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным на основании решения суда.

Поскольку законодательство в данной сфере меняется достаточно динамично, при нарушении какого-либо положения при оформлении договора процедура передачи земли может быть оспорена.

В 2013 года введена в действие поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая гласит, что переоформление земли, находящейся в бессрочном пользовании, должно быть осуществлено в определенные сроки. В противном случае пользователь несет ответственность за их несоблюдение.

Прекращение действия договора

Расторгнуть договор можно по желанию любой из сторон.

В каких случаях происходит?

Как правило, бессрочное пользование землей прекращается в таких случаях:

  • по распоряжению органов власти, которые передавали надел;
  • по желанию самого владельца.

По каким причинам?

Причины прекращения действия договора могут быть разными. Например, гражданин может сменить место жительства и земля ему просто больше не нужна.

А может быть, он больше не желает работать на ней и планирует заняться другой деятельностью.

Органы власти могут расторгнуть договор в основном ввиду нецелевого использования участка. Это происходит, когда поступает жалоба на неправомерные действия владельца. В этом случае создается специальная комиссия, которая исследует надел. При подтверждении фактов, содержащихся в жалобе, подаются документы в суд, который выносит окончательное решение о дальнейшей судьбе участка.

Также органы власти могут прекратить договор в одностороннем порядке, если пользователь фактически забросил землю, не занимается ее улучшением, не ухаживает за ней.

Заключение

Для осуществления своей хозяйственной деятельности юридическому лицу требуется земля или расположенные на ней здания. Для определенных категорий существует возможность не покупать участок, а получить его в бессрочную аренду. Законодательство четко определяет порядок заключения такого договора, который надо соблюдать неукоснительно, иначе сделка может быть признана недействительной.

Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

1. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

2. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

3. Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — ГК РФ часть 1. Статья 269. Владение и пользование землей на праве постоянного (бессрочного) пользования

Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались пунктом 4 статьи 20, пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ, пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон N 101-ФЗ) и исходили из невозможности в данном случае сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, поэтому посчитали, что при таких обстоятельствах у Департамента не имелось правовых оснований для предоставления Предприятию в аренду спорных земельных участков.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и приведенные участвующими в деле лицами доводы в соответствии с правилами статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьями 20, 77, 78 Земельного кодекса РФ, статьями 22 — 34 Земельного кодекса РФ, действовавших на момент принятия оспариваемого постановления, статьями 268, 269 Гражданского кодекса РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление администрации Новосибирского района Новосибирской области от 21.01.2015 N 92-апа о предоставлении МКУ «Земельное бюро» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с кадастровым номером 54:19:164801:188 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав товарищества.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 56:44:0106002:13 принадлежит на праве общей долевой собственности частным лицам и публичному образованию — субъекту Российской Федерации — Оренбургская область; при этом указанный земельный участок не разделен на отдельные части, указанные доли Оренбургской области не выделены в натуре, не имеют отдельных характеристик (с определением конкретной площади и координатных характерных поворотных точек, позволяющих определить положение этой части на всем земельном участке) и, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1, пунктами 1 — 3 статьи 39.9, пунктами 3, 4, 11 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 216, 268, 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал, что предоставление в постоянное (бессрочное) пользование доли в праве общей долевой собственности земельного участка не соответствует закону, в связи с чем у управления не имелось правовых оснований для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.

Из пункта 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) следует, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Установив факт использования ответчиком спорного земельного участка без надлежащих на то оснований, правомерность расчета заявленных исковых требований, руководствуясь положениями пунктов 1, 2 статьи 269, пункта 4 статьи 216, статей 305, 395, пункта 1 статьи 1102, статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Методикой определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 26.09.2007 N 205, постановлениями Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 и от 13.11.2013 N 610 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Читать еще:  Где найти кадастровый номер квартиры

Установив факт использования ответчиком спорного земельного участка без надлежащих на то оснований, правомерность расчета заявленных исковых требований, руководствуясь положениями пунктов 1, 2 статьи 269, пункта 4 статьи 216, статей 305, 395, пункта 1 статьи 1102, статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Методикой определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 26.09.2007 N 205, постановлениями Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 и от 13.11.2013 N 610 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

С учетом требований статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа Президента РФ от 7 августа 2000 г. N 1444 «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации», а также положений Устава ФГУП «АПК «Воскресенский», суд правильно указал, что ФГУП «АПК «Воскресенский», инициировавший процедуру изменения категории и вида разрешенного использования земельных участков, самостоятельным правом распоряжения указанной федеральной собственностью не обладал, вышеназванные органы местного самоуправления не вправе были возбуждать данную процедуру в отсутствие инициативы Управления делами Президента РФ, следовательно, Правительство Московской области не вправе было принимать оспариваемые акты на основании обращения не уполномоченного на эти действия лица.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 264, 269 (в редакции, действовавшей в спорный период), 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период (далее — ЗК РФ), разъяснениями, приведенными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дела N А70-9417/2012, пришел к выводу о недоказанности истцом совокупности обстоятельств, необходимых для взыскания с ответчика неосновательного обогащения.

Разрешая спор, суды, руководствуясь законодательством, действующим в спорный период, а именно положениями статей 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 11.8, пункта 4 статьи 35, статей 36, 45 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», учитывая, что ГАУ ТО «ЦСО «Воронинские горки» осуществляет фактическое владение и пользование спорным земельным участком, данное право зарегистрировано в установленном законом порядке, основания предоставления спорного земельного участка ответчику законны и обусловлены наличием в его оперативном управлении недвижимого имущества, находящегося в собственности Тюменской области и расположенного на спорном земельном участке. Таким образом, с учетом обстоятельств, установленных решением суда по делу N А70-5531/2015, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Ввиду изложенного Учреждение считает, что судами трех инстанций не были применены положения статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 22, 24 Закона ФЗ N 33, статьи 30 Закона N 48, постановления N 782-ПП, Положения N 714-ПП, статей 1 и 49 ГрК РФ, статьи 55 ГрК Москвы, Постановления о территориальной схеме, постановления N 822, Правил N 844, а также не исследован факт нахождения у ГПБУ «Мосприрода» указанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, что является существенным нарушением норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению), вследствие чего дело рассмотрено без участия Учреждения и судами были нарушены нормы процессуального права — статья 51 АПК РФ в части не привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГПБУ «Мосприрода».

Статьи 296, 298, 299, 300 Гражданского кодекса Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2002 N 1205 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий»

Бюджетные учреждения, будучи юридическими лицами, в силу пункта 1 статьи 48 ГК Российской Федерации обладают имущественными правами в целях решения задач, которые ставит перед ними учредитель — публичный собственник, и участвуют в гражданском обороте наряду с иными субъектами, в том числе заключают договоры и отвечают за их исполнение. При этом вытекающее из пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 269 ГК Российской Федерации ограничение в обороте земельных участков, предоставленных бюджетным учреждениям — землепользователям на праве постоянного (бессрочного) пользования, не препятствует им в заключении и исполнении договоров, непосредственно связанных с осуществлением ими социальной или хозяйственной деятельности на таком участке или же в зданиях (сооружениях), расположенных на этом участке.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность, в аренду

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.

С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.

С 2001 года российским законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).

Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования гражданами.

Право на переоформление

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Порядок переоформления для граждан

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации — обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации — обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования — обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, читайте здесь.

Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет — до 1 месяца.

2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами

Обязанность переоформления

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Сроки переоформления

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Читать еще:  Что нужно чтобы сдать дом в эксплуатацию

Ответственность за нарушение сроков переоформления

В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.

Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Порядок переоформления для юридических лиц

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе «Порядок переоформления для граждан») с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Похожие статьи

Данная статья расскажет вам о том, что может послужить поводом для отказа от права собственности…

Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Expert Последние изменения: март, 2020 Регистрация 0 545 Время чтения: 5 мин.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком – это возможность использовать его по своему усмотрению на протяжении неограниченного периода времени. Как можно понять по названию, на основании такого права владелец территории может законно бесплатно использовать участок по его прямому назначению, т.е. извлекать из этого пользу.

Кроме того, в случае с арендой требуется дополнительно оформлять договор между сторонами.
Участок, обладателем которого является муниципалитет или государство, может быть передан:

  1. Органам власти;
  2. Бюджетным организациям, которые относятся к местному самоуправлению;
  3. Центрам исторического наследия.

Ранее, ещё во время расцвета Советского Союза возможность пользоваться земельным участком была дана разным учреждениям или гражданам ввиду того, что все территории тогда были государственными. Земельный кодекс РФ, который вступил в свою законную силу в 2001 году, такой шанс ликвидировал.
Что касается граждан, которым участки были переданы ещё до этого времени, за ними право использовать землю так и осталось.

Кто имеет право пользоваться такой землёй

Законом выделено две группы субъектов права постоянного бессрочного пользования земельным участком:

  • Первая группа граждан получила своё право до 2001 года. Это могут быть как организации, так и простые граждане (физические лица). Полученные ими в советское время участки – это сельскохозяйственные угодья, которые не были никем приватизированы;
  • Вторая может заявить о своём праве на основании актуального ЗК. Дело в том, что государство старается поддерживать отдельные категории граждан, давая им некоторые льготы.

Вместе с тем есть ряд ограничений для лиц, на безвозмездной и бессрочной основе использующих некую территорию. Первое и самое важное – ею не получится свободно распоряжаться по своему желанию, как это могут сделать полноправные собственники земли. Её не получится перепродать, оставить в наследство детям или внукам, подарить на основании договора дарственной. Территорию нельзя сдавать в аренду третьей стороне. Подобные сделки будут признаны не имеющими законной силы. Второй аспект – важно помнить, что использование угодий возможно только с учётом их целевого предназначения. Т.е. на сельскохозяйственной земле нельзя открыть магазин или построить офисное здание, поскольку это будет считаться нарушением закона.

Отличительные особенности бессрочного использования:

  1. Отсутствие необходимости платить за землю;
  2. Период, на протяжении которого человек использует территорию, не ограничен;
  3. По наследству передать участок запрещается.

При СССР земля, полученная таким способом, приравнивалась к земле, на которую оформили право собственности. Это значило, что её можно смело использовать без ограничений, хотя собственником оставалось государство.

Обязанности человека, который получил территорию в бессрочное использование

Как гласит Земельный кодекс страны, человеку разрешается:

  • Эксплуатировать землю и находящиеся на ней водоёмы;
  • За свой счёт возводить на ней нежилые помещения с целью получения прибыли (разрешённый тип постройки определяется в зависимости от того, какой вид целевого назначения присвоен территории) или объекты, предназначенные для проживания в них людей;
  • Обрабатывать землю, выращивать на ней овощные культуры или заниматься разведением скота;
  • Собрать справки и оформить право собственности на территорию.

Вместе с тем он должен придерживаться строгих правил:

  1. Пользоваться участком исключительно по его назначению;
  2. Не допускать загрязнения, оберегать участок от опасностей, которые могут привести к уничтожению земли;
  3. Постоянно контролировать уровень плодородности.

Право собственности и право бессрочного пользования, действующее до тех пор, пока человек не оформит этот участок как свою собственность – это разные вещи. Поэтому в отношении участка его пользователю запрещены любые сделки: купли-продажи участка, обмен его на другой, дарение или передача в наследство на основании завещания, а также передача территории постороннему человеку в аренду. Чтобы стать полноценным владельцем, потребуется пройти процедуру оформления права собственности.
Чтобы иметь возможность совершить с землёй любую сделку, потребуются справки, доказывающие право собственности – чаще всего в их роли выступает решение административного органа о передаче земли. В ситуации, когда владелец не имеет при себе таких документов и найти их не предоставляется возможным (чаще всего такое происходит с дачными кооперативами и колхозами, ведь тогда территория выделялась колхозу, а не конкретному физическому лицу), нужно искать документ о выдаче земли колхозу.
Дальше необходимо заняться уточнением границ территории, провести все работы по межеванию. Обращаться следует исключительно к тем специалистам, которые имеют официальную лицензию на выполнение таких работ. Затем в кадастровую палату по местонахождению участка стоит подать заявление, в котором просить поставить территорию на учёт. В среднем на всё уходит не больше месяца.

Какие документы нужны, чтобы стать полноправным владельцем

Регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком начинается с подготовки такого пакета документов:

  • Паспорт претендента. Если его интересы представляет доверенное лицо – нотариально заверенная доверенность;
  • Для юридических лиц потребуется выписка из ЕГРЮЛ и учредительные документы;
  • Выписка о постановке участка на учёт кадастровой службы;
  • Подписанное решение от административных органов о передаче участка;
  • Свидетельство, что объект числится в Госреестре.

Все копии документов следует заверить у нотариуса и предоставлять вместе с подлинниками. Гражданам страны сегодня дано право перевести такой участок в частную собственность при условии соблюдения алгоритма действий.
Для начала необходимо уточнить границы территории, проведя межевание. Для этого следует обратиться в лицензированное кадастровое бюро, инженер которого выполнит все необходимые работы. Затем участок ставится на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера и получением паспорта. Совершать любые сделки без этого документа попросту не получится. Далее человеку нужно посетить отделение Росреестра по месту расположения участка или пойти в ближайший МФЦ, куда передать документы для регистрации права собственности. Процесс отнимает около 3 недель.

По итогам рассмотрения документов гражданину может быть отказано в регистрации. Такое случается по ряду причин:

  1. Обращение (заявление) составлено ненадлежащим образом;
  2. Акт, полученный от местных органов самоуправления, недействителен;
  3. Поданные документы не соответствуют нормам закона, пакет неполный, в нём обнаружены неточности;
  4. У заявителя нет прав распоряжаться этим объектом;
  5. Информация об участке не была внесена в реестр, т.е. территория неучтённая.

Полученные после 2001 года земли можно использовать только на основании договора аренды и лишь потом переоформить как свою собственность.

При каких обстоятельствах можно лишиться права на пользование землёй

Муниципалитет может наложить ограничения, если по итогам проверки окажется, что человек эксплуатирует участок неправильно.

Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком возможно по двум причинам:

  • По обращению от гражданина, который выступает в роли пользователя;
  • По решению муниципалитета, которое оно вправе принимать на основании заключения комиссии в одностороннем порядке.

В первом случае речь идёт о добровольном отказе человека. Такая ситуация может возникнуть, когда у него нет сил или желания ухаживать за территорией, которая была выделена в бессрочное пользование администрацией населённого пункта. В законодательстве прописано, что у гражданина есть право отказаться от участка в пользу муниципалитета. В дальнейшем им будет распоряжаться администрация, исходя из потребностей граждан.
Второй случай – это когда муниципалитетом было замечено, что пользователь земельного участка недобросовестно ухаживает за территорией или не ухаживает вовсе. В таком случае местные власти могут изъять землю. Подобные дела решаются в суде только после привлечения специально созданной комиссии, которая исследует состояние территории. Затем выносится окончательное решение, есть ли основания забирать у человека участок.

Обычно виной тому одна из причин:

  1. Использование участка не по его предназначению. К примеру, земля была выделена под сельхозработы, а вместо этого был построен дом или другое сооружение;
  2. Игнорирование санитарных норм или проведение такой деятельности, которая приводит к потере почвой своих свойств;
  3. Умышленная или случайная порча плодоносного слоя почвы;
  4. Другие причины, по которым земельный участок становится непригодным для дальнейшего использования.

При нарушении регламента у местных административных органов есть законные основания подать в суд на лишение права пользования. Если же сам гражданин принял решение, что участок больше ему не интересен, нужно подать в местный муниципалитет соответствующее заявление. Постановление по запросу принимается не позднее, чем за 30 дней с момента подачи прошения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector