Как вернуть земельный участок государству
Web555.ru

Бизнес портал

Как вернуть земельный участок государству

Отказ от земельного участка (возврат государству)

Добрый день, Аноним!

Порядок добровольного отказа от осуществления права собственности на земельный участок урегулирован ст. 225 и 236 Гражданского кодекса РФ. Если гражданином подается заявление об отказе от осуществления принадлежащего ему права собственности на земельный участок, то такой участок принимается на учет регистрационной палатой Минюста России и по истечении 1 года со дня постановки земельного участка на учет орган местного самоуправления может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. Для подачи вышеуказанного заявления обратитесь в МФЦ Вашего города.

Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Если Ваш участок не подлежит под данную статью, то возвратить государству Вы имеете право.

Удачи Вам! С уважением, Татьяна

Граждане — собственники земельных участков, вправе добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Для прекращения права собственности на земельный участок при добровольном отказе, собственник земельного участка, согласно статьи 236 Гражданского кодека Российской Федерации, должен в любой доступной форме объявить о своем намерении добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Следует иметь ввиду, что отказ от права собственности на земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении земельного участка и собственник несет бремя его содержания, а также уплаты земельного налога, до приобретения права собственности на этот земельный участок другим лицом.

Формой извещения о добровольном отказе от права собственности на земельный участок является заявление, которое подается в орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок. К заявлению прилагаются подлинник документа, удостоверяющего право на земельный участок и план его границ. Если право собственности на земельный участок, от которого отказывается гражданин, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка, то представлять такой план не нужно.

Если право собственности на земельный участок от которого отказывается гражданин, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, то в заявлении об отказе от права собственности на земельный участок необходимо указать, где расположен земельный участок (адрес),целевое назначение, если в садоводческом обществе, то наименование общества, номер земельного участка в обществе, размеры земельного участка и его площадь с приложением плана (чертежа) границ составленного на основе имеющегося планово-картографического материала (выкопировка с плана или схемы садоводческого общества, выкопировка с плана БТИ и других материалов).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. №122-ФЗ в случаях, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До присвоения объекту недвижимого имущества кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект. Иными словами отсутствие илинезавершенность работ по кадастровому учету земельного участка не является основанием для органа местного самоуправления в отказе в принятии заявления и дальнейшей постановке земельного участка органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на учет, какбесхозяйного.

В случае принятия от гражданина заявления об отказе от прав собственности на земельный участок и приложенных к нему документов, орган местного самоуправления уже сам подает в учреждение юстиции по регистрации прав (регистрационную палату) заявление о принятии на учетбесхозяйного земельного участка в порядке установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580. Принятие на учет земельного участка осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

Далее, в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок, т.е. государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок осуществляется по истечении не менее года со дня принятия земельного участка на учет и только на основании вступившего в силу решения суда.

После проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок гражданину, отказавшемуся от права собственности на него, регистрационная палата направляет письменно уведомление о снятии земельного участка с учета в качестве бесхозяйного. В уведомлении указывается, что право собственности гражданина прекращено и соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как вернуть земельный участок государству

В России наметилась тенденция возврата неиспользуемых земель сельхозназначения государству. Собственники таких земель с недавних пор обязаны вовлекать их в сельхозоборот. Достаточно дорогостоящее мероприятие, особенно если на участках долгое время ничего не делалось, — они заросли, на них появились свалки, незаконные строения и т. п. Если для собственника это экономически нецелесообразно, он изначально не планировал их использовать по назначению, а приобрел по дешевке несколько лет назад с целью вложения средств, то, конечно, ему проще вернуть эти земли.

Сделать выбор в пользу «вернуть» часто заставляет также и налоговое бремя, которое легло на собственников после изменения кадастровой стоимости земли. В 2012 году стоимость земель была пересмотрена, но переоценка проводилась не всегда корректно. Применялся некий среднеудельный рыночный показатель стоимости ко всем участкам в том или ином регионе. При этом никто не учитывал индивидуальные факторы и особенности земельных участков, их качество, плодородие, местоположение, соседствующие объекты, реальные возможности использования и т. д.

Для многих сельхозпредприятий и собственников налоги оказались непосильной ношей: стали поступать налоговые уведомления с суммой, которая в разы превышала самые худшие ожидания. За этим последовала череда судебных разбирательств с требованием провести переоценку кадастровой стоимости земель. Несмотря на то что кадастровая стоимость земель сельхозназначения самая низкая по сравнению с другими земельными участками, многие мелкие фермеры все равно не в состоянии платить такой налог. Если же махнуть рукой и ничего не делать — придет уведомление на оплату штрафа в еще более внушительном размере. В такой ситуации многим проще отказаться от земли в пользу государства.

В некоторых случаях вернуть землю заставляет ее неграмотное разделение и невозможность использования. Закон однозначно гласит, что земли должны работать. На сегодняшний день существуют два основных постановления, которые определяют критерии использования и неиспользования земель. Первое — Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации». Документ прописывает основные поверхностные признаки и факторы использования, которые можно определить визуально, и является основным для вынесения решения об использовании этих земель. Второе — Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Этот документ используется реже, он более глубокий и требует проведения экспертиз и лабораторных исследований, связанных, например, с определением PH-фактора и т. д. Существуют также региональные нормативные акты. Например, в Московской области — это региональный закон о благоустройстве, который содержит дополнительные требования не только к содержанию сельхозземель, но и к землям всех других категорий, находящихся в экономическом хозяйственном обороте.

Читать еще:  Когда можно продать квартиру после дарения

При этом нигде не делается никаких оговорок, что в силу различных особенностей использовать под те или иные виды хозяйственной деятельности можно не всю землю. Сейчас под определение земель сельхозназначения подходят не только особо ценные сельхозугодья и пашни, но и придорожные полосы, участки, занятые под линии электропередач, газопроводы, магистрали — то есть земли, имеющие сервитуты, ограничения на их использование. Если участок находится по соседству с охранной зоной, например рядом с кладбищем, но по бумагам является землей сельхозназначения, то владелец даже при желании не может использовать его и вести нормальную хозяйственную деятельность. Возможности собственника ограничены, и такие земли действительно лучше вернуть государству.

Рабочего механизма отказа от земли до 2014 года не было. Затем собственникам дали две возможности избавиться от своих участков: принудительное возмездное изъятие и добровольный безвозмездный отказ. В случае принудительного изъятия на участок накладывались ограничения и он выставлялся на торги. Лот оценивают государственные органы, и стоимость может быть в десять раз ниже той, которую собственник изначально за нее заплатил. Если публичные торги не состоялись и не нашлось ни одного претендента на выкуп участка, то предлагается преимущественное право купить его государству, то есть муниципалитету, к которому он относится. Сложность в том, что этот процесс может затянуться на несколько лет, к тому же рынок земли сильно просел. Сейчас сделок не так много, и продать участок будет сложно. Например, сегодня земли в Орехово-Зуевском, Раменском и многих других районах Подмосковья предлагаются по цене от 0,5 тыс. до 2 тыс. руб. за сотку, притом что еще два года назад стоимость начиналась от 10 тыс. руб. за сотку.

Второй вариант избавления — добровольный отказ собственника в пользу государства. В таком случае собственнику необходимо написать заявление в органы Росреестра с просьбой прекратить право собственности на участок. Росреестр должен уведомить об этом соответствующую областную администрацию, и ответственность и права бывшего собственника прекращаются.

Поправки в Земельный кодекс РФ вступили в силу 4 июля 2016 года. Они связаны с целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, охраной земли от негативного воздействия и загрязнения, а также с порядком наследования. В новой редакции статьи 39.30 Земельного кодекса РФ определено, что сельскохозяйственные земли, в отношении которых установлены факты нецелевого использования или использования с нарушением требований законодательства РФ, не могут быть переданы их арендаторам в безвозмездное пользование. По таким же причинам в соответствии с новой редакцией статьи 45 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты из пожизненного пользования. Аналогичные поправки внесены в статью 54. Статьей 71 предусмотрен государственный надзор за целевым использованием сельскохозяйственных земель. По моему мнению, действующие поправки не упростили, а лишь конкретизировали процедуру возврата.

В целом же получается, что принудительное изъятие или добровольный отказ — не самый худший вариант для тех, кто не планирует или не может развивать землю. Если собственник не готов вкладываться, то проще отказаться, так как штрафы за неиспользование никто не отменял. Они составляют 2–10% от кадастровой стоимости, и порой сумма штрафов вместе с налогами превышает первоначально вложенные в покупку средства.

Чтобы закон начал работать в полную силу, необходимо проанализировать ситуацию, провести мониторинг сельхозземель. На сегодняшний день выявить такие неиспользуемые по назначению земли нетрудно. Выполняет эту работу Росреестр, где есть специальный отдел мониторинга земель. Раньше предпринимались только плановые проверки, список которых готовился на год вперед. Проверки проводились исключительно в присутствии собственника или арендатора участка, его заранее уведомляли о дате их проведения. Приезжали представители Росреестра и Россельхознадзора и в случае выявления нарушений составляли акт и протокол, в котором либо назначали наказание, либо фиксировали отсутствие нарушений. Такая проверка проводилась раз в три года, и те, кто не планировал серьезно использовать земли по назначению, могли просто раз в три года покосить траву и создать видимость использования. Были и внеплановые проверки по обращениям населения, но это случалось нечасто.

Теперь ситуация изменилась. Соответствующие органы производят исключительно внеплановые проверки. Кроме собственных проверок Россельхознадзора, есть еще проверки, проводимые на основе межведомственного взаимодействия с МЧС, Рослесфондом, — то есть с теми, кто мониторит местность с целью предупреждения различных техногенных катастроф, пожаров и т. п. Эти ведомства используют беспилотные летательные аппараты и фиксируют все нарушения не только для себя, но и в интересах Росреестра и Россельхознадзора. Если раньше некоторые территории были недоступны в силу локации, например окружены лесом или болотом, то теперь с помощью современных беспилотных летательных аппаратов (дронов) можно проверить состояние любого земельного участка.

Кроме того, в Московской области запустили проект «Добродел». Это сайт, на котором любой желающий может сообщить о том, что он обнаружил несанкционированную свалку, пустующее здание, неиспользуемые объекты сельхозназначения. Соответствующие органы довольно оперативно проверяют всю поступающую информацию.

Сейчас в России есть кадастровое деление территории, наложенное на карту местности. Проверяющие органы четко понимают, где находятся границы участка и кто собственник. Одним словом, современные технологии позволяют оперативно и легко выявлять неиспользуемые земли.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Как правильно отказаться в пользу государства от земельного участка

Вопрос, как отказаться от земельного участка в пользу государства чаще всего задают граждане, которые получили ненужную им территорию по наследству. Как быть, если надел не приносит ни прибыли, ни пользы? Можно ли отдать землю в пользу государства? Как вернуть дачный участок государству? Какие документы для этого нужны?

Законодательство

Все тонкости, касаемо отказа от земельного участка в пользу государства подробно рассказывает Земельный Кодекс РФ ст. 53. Там указано, что отказаться от земельного надела могут как юридические, так и физические лица.

Отказ от собственности на земельный участок в пользу государства – добровольное решение, к которому стоит прибегать только в крайнем случае. Чаще всего это происходит по той причине, когда владелец надела не смог найти покупателя. Если ситуация сложилась именно так, то можно просто отказаться от земельного участка в пользу государства. Такое решение довольно простое, и не требует длительного переоформления.

На практике чаще встречаются случаи, когда государство само изъявляет желание изъять участок у граждан. Может ли государство отнять землю? Да, и это чаще всего происходит из-за необходимости постройки дороги через частную территорию или для других целей. В этом случае собственнику предлагается замена земельного участка на денежную компенсацию.

Причины отказа

Передать полученный надел обратно муниципалитету можно только в том случае, если нет никаких препятствий, которые мешают совершить эту сделку. То есть, практически каждый землевладелец может свободно вернуть выделенную территорию обратно, полученную на льготных условиях.

В каких случаях целесообразно отказываться от надела:

  1. Если он давно не использовался.
  2. Через территорию начали ездить автомобили, ходить люди.
  3. Когда он расположен в неудобном месте.
  4. Имеет плохую почву и т.д.

Важно! Одна из причин проявления желания отказаться от полученной льготы – обременительная налоговая обязанность. То есть, за площадь все равно придется платить, даже если она давно не используется.

Как отказаться от участка: пошаговая инструкция

Если владелец надела решил передать его в пользу муниципалитета, порядок его действий должен быть следующим:

  1. Посещение филиала Росреестра, где проводилась регистрация. (Можно посетить орган лично, или направить туда своего представителя).
  2. Оформление и подача заявления на отказ от владения площадью (Владелец надела должен написать заявление, где изъявляется желание на отречение от переданного в пользование надела).

Важно! Если территория передавалась человеку на основании договора купли-продажи, то вопрос о передачи ее госорганам должен решаться в региональном филиале Росреестра. Если же землевладение было отдано по праву наследования, то нужно обращаться в городское управление.

Как только заявление будет рассмотрено (максимальный срок рассмотрения – 30 календарных дней) и принято, владелец надела получает личный номер и список переданной документации.

Читать еще:  Что такое индивидуальное отопление в многоквартирном доме

На протяжении 7 дней Росреестр формирует отказ. В этот же период документация передается в Госкадастр, где оформляется официальный документ – отказ от права собственности на землю. Также в это же время регистрируется новый владелец земельного участка – орган власти. Например, это может быть поселковый совет.

Заявление об отказе от права собственности на земельный участок в пользу государства должно быть оформлено в письменном виде или же напечатано. Документ этот оформляется на специальном бланке. Образец заполнения заявления представлен на нашем сайте.

В заявлении необходимо указать:

Документы

Перед тем, как отказаться от садового участка в пользу государства, нужно подготовить следующие документы:

  1. Свидетельство о праве собственности, справка о передаче земли или любой другой документ, полученный в управленческих органах.
  2. Кадастровый паспорт (в случае, если был выдан).
  3. Нотариально заверенная копия паспорта (в случае, когда отказ поступает от гражданина РФ).
  4. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (если отказ поступает от такового).

Можно ли отдать землю в пользу государства, если какие-либо документы были утеряны? Да, но сначала придется обратиться в управленческий орган для их восстановления.

В каких случаях не получится отдать землю

Невозможно отказаться от земельного участка в пользу государства в таких ситуациях:

  1. Если на нем присутствуют постройки, принадлежащие владельцу земли.
  2. Когда человек хочет передать районной администрации землю, которая была получена в виде части наследства. В таких случаях человек может отказаться или продать земельный участок государству по кадастровой стоимости только все наследованное имущества, а не его часть. Кроме того, понадобится получить письменный отказ от участка всех родственников.

Передача государству земли может быть временной мерой, и ее бывший собственник в праве вернуть в свое распоряжение через год бесплатно или произвести льготный выкуп земельных участков в 2020 году. Восстановление прав происходит через подачу заявления и обращение в Росреестр.

Как правильно отказаться в пользу государства от земельного участка

Вопрос, как отказаться от земельного участка в пользу государства чаще всего задают граждане, которые получили ненужную им территорию по наследству. Как быть, если надел не приносит ни прибыли, ни пользы? Можно ли отдать землю в пользу государства? Как вернуть дачный участок государству? Какие документы для этого нужны?

Законодательство

Все тонкости, касаемо отказа от земельного участка в пользу государства подробно рассказывает Земельный Кодекс РФ ст. 53. Там указано, что отказаться от земельного надела могут как юридические, так и физические лица.

Отказ от собственности на земельный участок в пользу государства – добровольное решение, к которому стоит прибегать только в крайнем случае. Чаще всего это происходит по той причине, когда владелец надела не смог найти покупателя. Если ситуация сложилась именно так, то можно просто отказаться от земельного участка в пользу государства. Такое решение довольно простое, и не требует длительного переоформления.

На практике чаще встречаются случаи, когда государство само изъявляет желание изъять участок у граждан. Может ли государство отнять землю? Да, и это чаще всего происходит из-за необходимости постройки дороги через частную территорию или для других целей. В этом случае собственнику предлагается замена земельного участка на денежную компенсацию.

Причины отказа

Передать полученный надел обратно муниципалитету можно только в том случае, если нет никаких препятствий, которые мешают совершить эту сделку. То есть, практически каждый землевладелец может свободно вернуть выделенную территорию обратно, полученную на льготных условиях.

В каких случаях целесообразно отказываться от надела:

  1. Если он давно не использовался.
  2. Через территорию начали ездить автомобили, ходить люди.
  3. Когда он расположен в неудобном месте.
  4. Имеет плохую почву и т.д.

Важно! Одна из причин проявления желания отказаться от полученной льготы – обременительная налоговая обязанность. То есть, за площадь все равно придется платить, даже если она давно не используется.

Как отказаться от участка: пошаговая инструкция

Если владелец надела решил передать его в пользу муниципалитета, порядок его действий должен быть следующим:

  1. Посещение филиала Росреестра, где проводилась регистрация. (Можно посетить орган лично, или направить туда своего представителя).
  2. Оформление и подача заявления на отказ от владения площадью (Владелец надела должен написать заявление, где изъявляется желание на отречение от переданного в пользование надела).

Важно! Если территория передавалась человеку на основании договора купли-продажи, то вопрос о передачи ее госорганам должен решаться в региональном филиале Росреестра. Если же землевладение было отдано по праву наследования, то нужно обращаться в городское управление.

Как только заявление будет рассмотрено (максимальный срок рассмотрения – 30 календарных дней) и принято, владелец надела получает личный номер и список переданной документации.

На протяжении 7 дней Росреестр формирует отказ. В этот же период документация передается в Госкадастр, где оформляется официальный документ – отказ от права собственности на землю. Также в это же время регистрируется новый владелец земельного участка – орган власти. Например, это может быть поселковый совет.

Заявление об отказе от права собственности на земельный участок в пользу государства должно быть оформлено в письменном виде или же напечатано. Документ этот оформляется на специальном бланке. Образец заполнения заявления представлен на нашем сайте.

В заявлении необходимо указать:

Документы

Перед тем, как отказаться от садового участка в пользу государства, нужно подготовить следующие документы:

  1. Свидетельство о праве собственности, справка о передаче земли или любой другой документ, полученный в управленческих органах.
  2. Кадастровый паспорт (в случае, если был выдан).
  3. Нотариально заверенная копия паспорта (в случае, когда отказ поступает от гражданина РФ).
  4. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (если отказ поступает от такового).

Можно ли отдать землю в пользу государства, если какие-либо документы были утеряны? Да, но сначала придется обратиться в управленческий орган для их восстановления.

В каких случаях не получится отдать землю

Невозможно отказаться от земельного участка в пользу государства в таких ситуациях:

  1. Если на нем присутствуют постройки, принадлежащие владельцу земли.
  2. Когда человек хочет передать районной администрации землю, которая была получена в виде части наследства. В таких случаях человек может отказаться или продать земельный участок государству по кадастровой стоимости только все наследованное имущества, а не его часть. Кроме того, понадобится получить письменный отказ от участка всех родственников.

Передача государству земли может быть временной мерой, и ее бывший собственник в праве вернуть в свое распоряжение через год бесплатно или произвести льготный выкуп земельных участков в 2020 году. Восстановление прав происходит через подачу заявления и обращение в Росреестр.

Нюансы сделки с государством по реализации земельного участка и как продать недвижимость по кадастровой стоимости?

Довольно распространен вопрос о покупке земельного участка у государства.

Но как регламентируется продажа земли государственным органам и можно ли её продать по кадастровой стоимости?

Читать еще:  Как выделить доли детям в доме

Когда возникает необходимость в таком соглашении? Каков перечень необходимой документации?

В каких случаях возможна такая сделка и каковы её нюансы? Попробуем разобраться в важных аспектах.

Возможна ли такая сделка?

Возможно, правда формулировка другая. Если вы обдумываете механизм реализации участка земли государству, необходимо убедиться, что государство в этом заинтересовано. Главными регуляторами в данной сфере являются: Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, а также Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Так, статья 53 Земельного кодекса говорит о праве лица, владеющего участком, отказаться от него, то есть вернуть его государству. Делаем вывод, что правообладатель может вернуть участок государству, а не продать его, хотя смысл тот же.

Как реализовать землю по желаемой сумме и что для этого нужно?

Это возможно, однако, главный вопрос в том, есть ли у государственных органов желание купить такой участок.

Для продажи земли необходимо написать заявление и указать желаемую сумму, то есть кадастровую стоимость. Тогда государство, в зависимости от интереса к участку, согласится, либо предложит свою цену. В случае заинтересованности в сделке, владелец получит уведомление.

Так, согласно, Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: п.1 ст.8 Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения:

При продаже участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Добровольный отказ

Исходя из 53 статьи Земельного кодекса, собственник вправе добровольно отказаться от участка и вернуть его государству. Это же правило в статье 236 Гражданского кодека Российской Федерации:

Граждане – собственники земельных участков, вправе добровольно отказаться от права собственности на земельный участок.

Для совершения процедуры отдачи земли, собственнику надобно обратиться с обращением и документом, удостоверяющим личность, в исполнительный орган власти или местного самоуправления. Также при подаче заявления необходим подлинник документа, удостоверяющего право на земельный участок и план его границ.

Когда может возникнуть такая необходимость?

Это зависит от желания собственника. В определенных ситуациях собственник может захотеть продать участок добровольно. Таким образом происходит собственное волеизъявление лица.

Ведь собственник земли обязан уплачивать налог, и в случае с землями сельскохозяйственной группы, осуществлять дополнительные действия по содержанию участка.

Вправе ли администрация предложить собственнику купить землю?

Государство, в лице представляющих его органов местного самоуправления, вправе предложить собственнику продать землю, в случае, если такая земля имеет определенную ценность, интерес. К примеру, по Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» органы власти имеют преимущество в покупке земли. В этом проявляется нужда государства в землях данного значения.

Помимо добровольного предложения, так же, есть основания изъятия земель у собственников. В целом, изъятие земель возможно в следующих ситуациях:

  1. Государственная или муниципальная нужда.
  2. Комплексное развитие территории.
  3. Ненадлежащее использование земли.
  4. Реквизиция.
  5. Конфискация.

Процедура продажи

С чего начинать и куда обращаться?

Чтобы продать землю, необходимо:

  1. Сообщить местным органам власти о намерении продать участок.
  2. Написать заявление с включением стоимости участка (в случае указания кадастровой стоимости).

Формой извещения о продаже является заявление, принимаемое местными органами, предоставивший земельный участок. К заявлению прилагаются подлинник документа, подтверждающий собственность на землю и план его границ.

Необходимые документы

В случае изъявления государством желания приобрести участок, можно собирать документы. Потребуется:

  1. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, либо выписку из Единого государственного реестра недвижимости (в любом случае получить выписку будет не лишним).
  2. Документ, подтверждающий основания приобретения (получения) продавцом земельного участка в собственность (ранее заключенный договор купли-продажи, мены, дарения, завещание и т.д.).
  3. Договор купли-продажи земельного участка.
  4. Кадастровые документы на землю.
  5. Заявление для регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности за покупателем (заполняется непосредственно в отделении Росреестра перед подачей документов).
  6. Паспорт лица – участника сделки. Когда документы подает представитель, нужно представить нотариальную доверенность с указанными полномочиями.
  7. В случае приобретения земли в период брака – нотариально заверенное согласие супруга (супруги) продавца на продажу участка.
  8. Акт приема-передачи участка.
  9. Чек об оплате госпошлины.
  10. Произведенная государственная регистрация подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно налоговому законодательству, государственная пошлина определяется: В отношении земли, предназначенной для определенной деятельности (сельскохозяйственная, дачная, огородническая) – 350 руб. В отношении иных земель (без специального назначения) – 2000 руб.

Заключение договора

Исходя из положений Гражданского кодекса РФ (статья 550), для договора предусмотрена письменная форма, простая.

Статья 550 ГК РФ. Форма договора продажи недвижимости

Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

Непременно указывается следующая информация:

  1. датировка, место и число экземпляров;
  2. информация продавце и покупателе;
  3. описание предмета;
  4. права, обязанности;
  5. цена и порядок расчета;
  6. момент, когда договор приобретет силу;
  7. подпись сторон.

Подробнее о заключении типового договора купли-продажи ЗУ читайте здесь.

Регистрация сделки

Статья 551 ГК РФ «Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость» гласит:

  • Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
  • Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Данные действия определяются, как юридический факт перехода прав собственности от одной стороны к другой. Этот шаг является завершением процедуры отчуждения земли путем продажи.

Подробнее о том, как происходит оформление сделки и регистрация прав при купле-продаже ЗУ в Росреестре и через МФЦ, мы рассказывали в специальной статье.

Получение оплаты

Одно из главных прав продавца – требовать внесение полной платы стоимости земли. Важное условие в сделке это указание точной цены и порядка расчетов. Расчет по договору можно произвести как до передачи прав, подтверждающих получения участка в собственность, так и после такового. Когда земля переходит по акту приема – передачи – правила такие же. Кроме того, можно указать, данный акт и есть договор.

Сроки и расходы

  1. В отношении действий по изъятию земли.

До внесения изменений, у владельца участка был год на обсуждение условий. На данный момент этот срок сокращен до трех месяцев. Однако дело перейдет в суд, если стороны не договорятся, и цена будет установлена судебным решением.
В отношении добровольной продажи.

Если власти отказались приобретать землю по указанной в заявлении цене, либо в месячный срок не ответили на заявление, правообладатель может реализовать участок любому третьему лицу. При этом цена не может быть выше той, которая была указана в уведомлении.

Момент исполнения указывается в соглашении о купле – продаже. Расходами являются:

  • Выше перечисленная госпошлина – 350 – 2000 рублей.
  • Расходы на представителя (при наличии такового) – 3 000 – 5 000 рублей.
  • Подготовка документов – 10 000 – 15 000 рублей.
  • Правообладание участком сроком до трех лет, либо меньше, чем указано в статье 217.1 НК РФ означает, что продавец должен заполнить налоговую декларацию и уплатить НДФЛ с дохода по данной сделке (при наличии дохода). О нюансах налогообложения при совершении сделки купли-продажи ЗУ читайте тут.

Таким образом продать землю действительно можно, в том числе и по желаемой Вами (кадастровой) стоимости. Необходимо помнить об уведомлении государственных органов и подготовиться к соответствующим расходам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector