Как открыть семейный детский дом в России
Web555.ru

Бизнес портал

Как открыть семейный детский дом в России

Как организовать свой детский дом

Детские дома семейного типа являются хорошей альтернативой государственным учреждениям для детей-сирот. В таких домах детей воспитывает супружеская пара, за которой закрепляется опекунское право. А малыши воспринимают семейную пару как маму и папу.

Какими бывают семейные детские дома?

Среди детских домов семейного типа выделяют следующие виды.

Семейный городок может состоять примерно из 8-10 домов, которые заняты одно-двумя семьями. Возле этого городка строится целый поселок, в котором находятся досуговый центр, школа, садик, пункт оказания медицинской помощи, спортивные площадки. Родители в каждой семье, помимо наличия собственных детей, имеют и несколько приемных, опекунами которых и являются.

Семейный детский дом, в отличии от городка, располагается всего лишь в одном частном доме, к которому прилегает земельный участок. Организация такого дома происходит на территории обычного жилого поселка. Семейным детским домом принято считать ту семью, которая взяла на воспитание более 6 детей из приюта. Для этих семей государством предусмотрено получение частного дома или квартиры.

Что нужно для оформления детского дома?

Если супруги хотят получить статус семейного детского дома, им нужно оформить опеку над детьми в количестве от 6 до 10 человек. Но общее количество детей вместе с их родными должно быть не более 12. Возраст приемных детей может быть от 0 до 18 лет. Но после десятилетнего возраста ребенка эта процедура возможна лишь с его согласия. Кроме того, нужно получить разрешение от представителей социальной защиты и руководства того сиротского учреждения, где до этого находился ребенок.

Обратитесь с заявлением в местные органы опеки, предоставив необходимые документы:

  • оригинал и копии паспортов супругов;
  • копия свидетельства о браке;
  • выписки из трудовой книжки;
  • медицинское заключение установленного образца;
  • копии свидетельств об образовании.

Если вы получите положительный ответ на ваш запрос, будьте готовы к тому, что органами опеки ведется постоянный мониторинг жизни детей. Сотрудники опекунского совета с целью контроля периодически посещают детей, интересуются условиями жизни в доме семейного типа, проверяют, на сколько добросовестно опекуны выполняют свои обязанности. Такой контроль связан с тем, что помимо сиротского пособия, которое получает каждый ребенок, опекуну выплачивается зарплата от государства.

  • Как правильно организовать благотворительный концерт

Зачастую, не каждый правильно понимает, какой истинный смысл несет в себе благотворительный концерт. Ведь это мероприятие призывает общественность помочь людям, которые нуждаются .

Как живут дети в приемных семьях?

Все мы прекрасно знаем о том, что не те родителями нам считаются, что родили нас, а те люди, которые смогли нас воспитать. Сколько людей воспитывают приемных детей? Задавались ли .

Как организовать волонтерское движение

Слово «волонтер» в переводе с французского обозначает доброволец, т.е. тот, кто может помочь другому. Если же одному волонтеру оказать помощь не удается, то такую .

В Политехническом институте теперь есть свой компьютеризированный класс для студентов-инвалидов

Международный день инвалидов стал таким днем, который отмечает благотворительными акциями цивилизованный мир, Украина не стала исключением. В КПИ появился целый компьютерный .

Как организовать благотворительную акцию

Организация акции благотворительности дело благое, но требующее разработки всех многосторонних особенностей мероприятия. Определить неординарность события, заручившись .

ИМ НУЖНА НАША ПОМОЩЬ

Пожертвования можно сделать в терминалах Киви, оплатить в сбербанке, сделать
банковский перевод, воспользоваться электронными деньгами или пластиковой картой.

На Р/c 26009037207100 в АКИБ «УкрСиббанк», МФО 351005, Код ЕГРПОУ 26519260

Адрес: 04071, ул. Хорива, 41-б., г. Киев, Украина
Тел.044-531-38-21, факс: 531-38-29
E-mail: fond@eti.kiev.ua

© Благотворительный фонд “Родной дом” 2019. Все права защищены

Почему детский дом не может быть негосударственным. С точки зрения закона

(Согласно законодательству, действовавшему до 01.09.2008)

Под детским домом следует понимать, в широком смысле, учреждение, предназначенное для постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Когда я буду употреблять слово детдом или детский дом — я имею в виду именно это, учреждение, специально предназначенное для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Это — формулировка из Семейного кодекса.

Что нужно понимать. Во-первых, устройство ребёнка в детский дом возможно только, если его нельзя устроить на семейную форму устройства (в законе — усыновление, опека (попечительство), приёмная семья). Иных СЕМЕЙНЫХ форм устройства в законе нет.

Во-вторых, детский дом должен быть учреждением. Не ЗАО, не ООО, не потребительский кооператив, а именно учреждением. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Это — тоже из закона. Там ещё есть слова про имущество, и про всё остальное, но любой детский дом — государственный или нет — должен быть учреждением.

Поэтому любые детские дома, созданные в иной форме — вне закона. Это раз.

Второе. Отбросим, для простоты учреждения медицинские (дома ребёнка) и соцзащиты (для детей-сирот и при этом инвалидов). Остаются — образовательные учреждения. В них (Закон об образовании, п.9 ст. 50) содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется на основе «полного государственного обеспечения». Очевидно, что ООО «Ромашка», содержащая детский дом будет само кормить, одевать, и обучать детей — а это не допускается законом. Потому, что в государственном учреждении, государство может проконтролировать, что и сколько ребёнок будет есть, может дать прямое указание, как и во что ребёнка одевать, а в ООО (и даже в НОУ) «Ромашка» — нет.

Сразу поясню, на возможные возражения, что, мол, какая разница, как детей будут кормить, по нормам или нет — разница есть. Государство обязано вырастить полноценного гражданина, а НОУ «Ромашка» будет кормить так, как захочет. Можно, казалось бы, обязать НОУ «Ромашка» обевать-обувать-кормить детей по государственным нормам, и, согласно закону «Об образовании», ещё и денег на это давать — но смысл?

И, кроме того, что такое «полное государственное обеспечение»? Закон «О дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: полное государственное обеспечение детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости…

То есть полное гособеспечение может быть или «в соответствующем государственном или муниципальном учреждении», или «в семье…». И не может быть в негосударственном немуниципальном.

Третье. Может быть тогда детский дом станет не образовательным учреждением, а каким-то иным, но предназначенным для детей, оставшихся без попечения родителей. Ну, не учить, а содержать и воспитывать, а учить будет кто-то другой.

В преамбуле Закона «Об образовании», тем не менее, указано, что под образованием понимается, в том числе и «процесс воспитания». Более того, в п.4 ст. 12 упомянутого закона читаем: «К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов… …7) учреждения для детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей». То есть, ровно ту формулировку, которую мы прочитали в Семейном кодексе.

Таким образом, детский дом, как воспитательное учреждение, не может быть ничем иным как образовательным учреждением.

Четвёртое. Так, может, тогда будем просто содержать в негосударственном учреждении, а воспитывать и учить будут на стороне? Встаёт тогда вопрос, а устройство ли это ребёнка? Нет.

Устройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей (ст.123 СК РФ) — это передача ребёнка на воспитание: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание…»

Таким образом не-семейное устройство ребёнка может быть лишь передачей его на воспитание в образовательное учреждение.

Пятое. Может быть, региональные власти, могут, в соответствии с абз.2 п.1 ст.123 СК РФ придумать свою форму устройства ребёнка таким образом, чтобы его передали не в образовательное учреждение на воспитание, а просто в учреждение, без воспитания. Ведь, пункт 1 ст.123 можно прочитать и таким образом: или «на воспитание в семью» или «в учреждение». И тогда, вроде как, закон «Об образовании» не при делах. Да?

Нет. Мы уже показали, что учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может не быть образовательным.

Исключение составляют лечебные учреждения (цель создания связана со здоровьем) и учреждения соцзащиты (цель создания — поддержание жизнедяетельности). Ни в том, ни в другом случае не ставится вопрос о воспитании. Долго показывать, почему дом ребёнка тоже не может быть негосударственным, но это и не требуется, ибо желающих создать негосударственный дом ребёнка, или интернат для психически больных детей, оставшихся без попечения родителей, или для таких же сирот, но с ДЦП — нет. Понятно, почему, но таких — нет. Приведёте пример — будем разговаривать. Но все негосударственные детские дома, которые имеются — для здоровых и вполне подросших детей.

Шестое. И всё-таки, ну вот создали мы учреждение, образовательное, даже лицензию получили (хотя это практически невозможно — вот тут подробности: http://www.prpc.ru/library/ref_07/index.shtml), дальше что?

Дело в том, что законодательство предполагает три возможности призрения за несовершеннолетним: со стороны гражданина (родитель, опекун…), со стороны органа опеки и попечительства, и со стороны учреждения, куда ребёнок помещён на полное государственное обеспечение. Вот статья 147 СК: «Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.»

Очевидно, что сам термин «устройство ребёнка», по смыслу не только первого, но и второго пункта ст.123 — это именно передача ребёнка, оставшегося без попечения родителей с плеч органа опеки и попечительства — на плечи либо гражданина («семейное устройство»), либо учреждения.

Учреждение это должно, по смыслу п.3 ст.123 СК, принять на себя обязанности опекуна. А это, по смыслу п.1 ст.147 возможно только, если ребёнок на полном государственном обеспечении, про которое я уже приводил выше цитату, из которой следует, что это может быть лишь гос- или мун- учреждение.

Читать еще:  Риэлторский бизнес: как открыть риэлторскую контору?

То есть передать права и обязанности опекуна негосударственному учреждению нельзя. Стало быть, эти права и обязанности так и останутся у органа опеки, а это значит, что «устройство» ребёнка, оставшегося без попечения родителей не произведено.

Таким образом, подытоживая.

Учреждение, куда может быть устроен ребёнок, оставшийся без попечения родителей может быть только государственным или муниципальным образовательным учреждением. В некоторых специфических случаях учреждение может быть лечебным или принадлежать соцзащите, но тогда речь не идёт о воспитании.

Вся эта логика не имеет никакого отношения к приютам! Самое главное тут, что приют не является формой устройства ребёнка, его администрация не имеет прав и обязанностей опекуна. Приют — место временного пребывания несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. Именно временного, исходя из положений закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации».

Исходя из требований п.3 ст.122 СК РФ, устройство ребёнка должно быть осуществлено в течение месяца. Следовательно, срок пребывания ребёнка в приюте не может превышать одного месяца.

Я слышал мнение, что срок пребывания в приюте — до шести месяцев, потому, что так написано в положении о приюте. Для ребёнка «родительского» или находящегося под опекой — да, может быть и больше. Для ребёнка, оставшегося без попечения — установлен месячный срок для устройства ребёнка, стало быть, больше месяца в приюте он быть не может.

Надеюсь, теперь понятно два момента. Во-первых, «закон Лаховой» не меняет ничего в том, что детский дом может быть только государственным или муниципальным (а лишь прямо это прописывает в законе). Во-вторых, приюты никто не трогал, не трогает, и трогать не будет.

Постановление Правительства РФ
О детском доме семейного типа

В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации детского дома семейного типа.

2. Установить, что Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. №542 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №19, ст. 2304), распространяется на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа.

3. Дополнить пункт 1 Перечня образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. №1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №21, ст. 2397), словами: «детские дома семейного типа».

Правила
организации детского дома семейного типа

1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются — дети), в условиях семьи.

2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

  • находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
  • имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
  • лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

4. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.

6. Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:

    a). заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке;
    б). медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
    в). выписка из трудовой книжки;
    г). паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:

    а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;
    б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;
    в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
    г) выписка из истории развития ребенка;
    д) страховой полис обязательного медицинского страхования;
    е) документ об образовании (для детей школьного возраста);
    ж) акт обследования условий жизни ребенка;
    з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
    и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;
    к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
    л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);
    м) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);
    н) заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (для детей с отклонениями в развитии).

10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в подпунктах «в» — «м» пункта 9 настоящих Правил.

12. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

13. Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.

14. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

    а) средства учредителя (учредителей);
    б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
    в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
    г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Читать еще:  Как закрыть мусоропровод в доме

За 30 лет воспитали 43 ребенка: как работает семейный детский дом

Директор рассказала о трудностях работы с детьми из неблагополучных семей

25.06.2019 в 19:33, просмотров: 10398

Воспитание детей — нелегкий труд. Принять в свою семью чужого ребенка — непосильная для большинства задача. Воспитать несколько десятков приемных детей — подвиг на грани героизма. Но 30 лет назад Наталья и Геннадий Колесниковы открыли детский дом семейного типа. За эти годы супруги вырастили 38 приемных детей и помогли им найти свое место в жизни.

Детских домов семейного типа сейчас в России немного. Один из них, который основали супруги Колесниковы, успешно работает в Дивногорске — городе-спутнике Красноярской ГЭС.

Корреспондент «МК» поговорил с директором семейного детского дома Натальей Колесниковой о трудностях воспитания детей из неблагополучных семей, о непонимании окружающих и о том, как простой семье удается справляться с проблемами.

Об истории детского дома

— Мы с мужем Геннадием окончили пединститут, а в 80-е годы на экраны вышел фильм «Однажды 20 лет спустя» с Натальей Гундаревой в главной роли. У главной героини по сюжету было много детей: помню, мне это понравилось, но эту роль я на себя не примеряла.

— Первого ребенка мы взяли в 1989 году: тогда муж работал в интернате в поселке Шушенское. Дети его очень любили и часто ходили к нам в гости. У нас было тогда четверо своих сыновей, а Гена хотел дочку, и мы решили взять к себе 10-летнюю девочку. А позднее мы переехали сюда, в Дивногорск.

В Российском. детском доме нам предложили взять еще ребят на воспитание — тогда в стране расцветала кампания по созданию семейных детдомов. Мы согласились. Сначала жили в двух небольших квартирах на набережной, потом переехали в более просторное жилье. А в 2002 году нам выделили этот двухэтажный дом, где мы живем сейчас.

За 30 лет существования дома мы воспитали 43 ребенка — пятерых кровных сыновей и 38 приемных детей. Сейчас у нас огромная семья — с детьми и внуками насчитывается почти сотня.

О быте

— У нас постоянная текучка. Старший уходит — женится или переезжает, на его место приходят другие. Сейчас у нас в доме живут 10 детей. Самой младшей, Варе, исполнилось 7 лет — она уже пошла в школу.

С мужем у нас хороший тандем: я «жаворонок», а он — «сова». Я активнее с утра, а Геннадий сидит с детьми до позднего вечера. Я больше строгий организатор, а муж — добрый «доктор Айболит». Иногда уезжаю в Красноярск, возвращаюсь вечером — а дети и муж сидят вместе на диване, полная раковина посуды, повсюду валяются бумажки. Конечно, заставляю потом всех убираться.

Сам муж не очень общительный: он в основном сидит дома, в своей мастерской. Много читает и занимается резкой по дереву, смастерил много икон.

Ребята по очереди дежурят на кухне, у каждого есть свой участок или своя комната, которую они убирают. Многие любят копаться в грядках: пропалывать, дергать сорняки.

Летом каждый год мы выезжаем на Красноярское водохранилище на неделю с полным комплектом: палатки, примусы и все остальное. Дети целый год с нетерпением ждут этой поездки. Еще каждое лето ездим в парк Горького в Красноярске — раз в сезон детей бесплатно катают на аттракционах.

Часто устраиваем коллективные праздники. Самые большие события — дни рождения — мой и нашего папы, летом и осенью. Обычно в это время еще тепло, мы собираемся в беседке во дворе и жарим шашлыки. Иногда у мангала собирается до 70 человек. Отмечаем день рождения каждого ребенка — весной, летом и в начале осени тоже жарим сосиски во дворе. А когда холодно — устраиваем праздник дома, благо места хватает.

Дети ходят в разные кружки, многие занимаются спортом. Я не провожу дополнительных занятий, но учу их ландшафтному дизайну и кулинарии: дети учатся ухаживать за растениями и готовить. У старших порой получается даже лучше чем у меня.

У всех есть доступ в Интернет, обычно телефонный. У ребят есть смартфоны: кто-то на них зарабатывает летом в трудовом лагере, а кто-то получает пенсию, и им позволяют снять деньги. Компьютеры есть у пары ребят, но они ими почти не пользуются — многим удобнее выходить в Сеть с телефона.

О проблемных детях

— Если честно, среди детдомовцев все дети сложные. Они приходят к нам вообще неприспособленными к жизни. Такие дети привыкли быть иждивенцами: им все дает государство. Тяжело было, когда мы взяли сразу семерых ребят из дошкольного детского дома в возрасте от 4 до 7 лет. Они отказывались стирать или мыть за собой посуду, были и ссоры, и истерики.

У нас пять кровных сыновей. На фоне детдомовцев они совсем беспроблемные. Приемные дети чаще болеют и с трудом учатся. Конфликты друг с другом у ребят бесконечны: тяжелые характеры всегда провоцируют крики и споры. Я стараюсь их примирять — иногда лаской, а иногда строгостью.

Особенно я строга, когда дети воруют. У нас жила девочка, которая таскала и здесь, и в школе у учителей и подруг. Я пошла в полицию, попросила поговорить с ней. И те сводили ее в изолятор, показали условия — больше она не воровала.

Было так, что три девочки не пришли домой ночевать. Сели в машину и поехали кататься со взрослыми мужчинами в Красноярск. Мы всю ночь не спали. Когда они вернулись домой — муж не выдержал и шлепнул одну из них по щеке. Та пошла в школу и пожаловалась, что ее здесь избивают. И учителя ей поверили, хотя знали нас много лет. Я тогда пригласила домой классного руководителя, милицию, органы опеки и одноклассников — показала им условия, в которых живут ребята. После этого, конечно, к нам никаких претензий не было.

Как-то раз 17-летний мальчик выпил с компанией и угнал нашу машину, ребята катались пьяные по городу. Кто-то мне сказал об этом, и я немедленно позвонила инспекторам — чтобы сами не разбились и не убили кого-то. Алкоголизм и такой образ жизни воспринимается детьми из неблагополучных семей как норма. Беседую с ними, но до кого-то доходит, до кого-то — нет. Как правило, в таком случае я лишаю детей прогулок или отключаю Wi-Fi. Второе на них эффективно действует и заставляет слушаться даже самых сложных ребят.

Чтобы взять приемного ребенка — нужно быть очень терпеливым человеком. Родителям не нужно питать иллюзий: выше того, что в ребенке заложено, ты, скорее всего, не прыгнешь. Когда мы только взяли первого ребенка — были уверены в том, что воспитаем его достойно, мы же педагоги. Но потом стало ясно, что этого недостаточно. Сначала мы отдавали всех детей в общеобразовательные школы, потом нескольких пришлось перевести в коррекционные.

О жизни после семьи

Сейчас у Натальи и Геннадия Колесниковых 43 ребенка и 31 внук.

— За 30 лет, что мы работаем, из нашего дома вышли 33 человека. В основном все устраиваются в жизни: заканчивают учебу и работают. У всех есть дети — в отличие от выпускников обычных детдомов они своих ребят не бросают. О нас тоже не забывают: приходят к нам и приводят детей. Здесь у меня как филиал детского сада. Девочки нянчатся с малышами своих братьев и сестер и таким образом сами готовятся быть мамами. То есть после рождения первенцев у них нет проблем и непонимания, что делать, — они уже натренированы.

После выпуска ребята продолжают общаться. У них разные специальности, и они часто помогают друг другу бесплатно. Вот, например, один из мальчиков работает программистом и помогает другим ребятам с компьютерной техникой. Кто-то работает автомехаником, и те, у кого есть машины, обращаются к нему. Такая взаимовыручка сейчас очень ценна, особенно если у детей нет серьезной материальной базы.

Конечно, мало кто добивается большого успеха. Двое сейчас в колонии — они попали ко мне уже трудными подростками в 14 лет, и перевоспитать их было нереально. Одна девочка, к сожалению, умерла в 30 лет — жила с алкоголиком и пила сама. Девочки вообще очень рано выходят замуж, зачастую в 18 лет и за первого попавшегося. Им страшнее быть одной, чем жить с кем попало.

Иногда я даже жалею, что взяла некоторых ребят: не все из них ведут нормальный образ жизни. Воспитываешь всех одинаково, а генетическую предрасположенность не изменишь.

После школы вуз не окончил никто. Большинство из них и школу-то закончили с трудом — в основном поступают в техникумы и училища. Но к 30 годам некоторые умнеют, и вот сейчас четверо мальчиков учатся в университетах. Я очень рада, что они поняли необходимость образования. Один уже получил диплом, а трое еще учатся.

О финансовых трудностях и отношении окружающих

— Нам было очень тяжело в материальном плане, когда мы жили на городском бюджете. Особенно сложными выдались 1990-е. Тогда нас прикрепили к магазину, чтобы мы отоваривались, но деньги не всегда привозили вовремя. Иногда я приходила туда и плакала, выпрашивая продукты, потому что детям было нечего есть. Одевать ребят тоже было проблемно: тогда давали талоны на ограниченное количество одежды. Чтобы сводить концы с концами, мы устроились работать сторожами за 50 рублей в сутки. С детьми дежурили по очереди. Кроме того, тогда мы жили в квартирах — сначала в двух тесных, затем нам дали жилье попросторнее. Но все равно было не очень комфортно.

В 2002 году мы встретились с президентом — тогда Владимир Путин был на этой должности чуть больше двух лет. После встречи с ним нам дали этот двухэтажный дом и перевели на краевой бюджет. Сегодня мы юридическое лицо, мне как учредителю приходится заполнять множество бумаг и документов. Но зато теперь и финансирование соответствующее, сейчас проблем с деньгами нет. Одежду детям привозят из магазина, с которым у нас договор.

Читать еще:  Кинологический бизнес: профессиональная дрессировка собак

Все эти 30 лет мы сталкивались и с непониманием, и с завистью окружающих. Многие за спиной говорили, как я мешками таскаю домой еду. Я отвечаю: «А вы не видите, что я и готовлю для детей ведрами?»

Многие знакомые мне говорили: «Да, мы знаем, что вы люди добрые и очень любите всех детей, которых берете в свою семью. Но скажите — в чем ваша выгода?» Я всегда отвечала, что никакой корысти мы в этом не видим.

А вот когда мы переехали, многие начали думать, что мы только из-за дома воспитываем детей. Но табличка на здании гласит о том, что это учреждение — государственное. А это значит, что мы его лишимся, когда перестанем работать. Все-таки мне уже 65 лет, а муж на 10 лет старше. Но люди все равно не верят и говорят, что «Колесниковы выторговали дом».

О воспитании

— Многие дети занимаются спортом: у юного конькобежца Захара уже несколько медалей.

Процесс воспитания не заканчивается на 18 годах — многие дети в этом возрасте еще совсем недееспособны. Особенно это касается тех сложных ребят, которые жили в детском доме или росли в неблагополучных семьях. Они все пришли к нам совсем несамостоятельными, и многих приходилось учить самым элементарным вещам.

Конечно, характер и генетику детей не переделаешь. Каждый идет тем путем, который выбирает сам. Но ведь условия воспитания все равно больше зависят от семьи. И самое главное здесь — любить и уважать детей.

Я считаю, что лучшее воспитание — это диалог, даже самым маленьким нужно объяснять, почему и как надо что-то делать. Лаской и уговорами можно добиться если не нереального, то многого.

Заголовок в газете: Сорок три по лавкам
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28006 от 26 июня 2019 Тэги: Дети , Спорт, Школа, Праздник, Деньги Персоны: Владимир Путин Организации: Полиция Места: Красноярск

gignomai

Журнал Владимира Рокитянского

До Постановления Правительства РФ 2009 года с приложенными к нему «правилами» многие вещи, касающиеся сиротского устройства, решались в различных регионах России по-разному. Беру тот, по которому легче и полнее удалось собрать сведения – Нижегородскую область.
В 1994 году было принято «Положение о семейном детском доме в Нижегородской области» (в интернете оно в редакции 2006 года, сейчас уже не действует).
В нем вот что любопытно: если в общероссийских документах движение происходило от «детского дома семейного типа» (т.е. учреждения по «имени») к «приемной семье», то здесь как раз всячески подчеркнут учрежденческий характер этой формы устройства детей. Все выделения в цитатах – мои.

«Детский дом семейного типа – особая форма воспитания и общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Главный ее смысл – соединение материальных возможностей полного государственного обеспечения детей, лишенных попечения родителей, с преимуществами домашнего коллектива, в котором наиболее полно проявляются взаимная ответственность и взаимные обязательства всех членов семьи друг перед другом.
Семейным детским домом считается семья, взявшая на воспитание до достижения правоспособности 5 детей из числа лишенных попечения родителей. Это учреждение функционирует и развивается под непосредственным управлением органа образования, на территории которого находится семейный детский дом.
Семейный детский дом ведет хозяйство с правом самостоятельного расходования выделяемых денежных средств; он подотчетен органам образования, имеет свой счет, самостоятельный баланс.
Родители-воспитатели семейного детского дома обладают самостоятельностью в выборе форм организации жизни и быта воспитанников в соответствии с их психофизическими особенностями, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и несут ответственность согласно действующему законодательству».
«Основные задачи» семейного дома сформулированы так:
«создание семейных условий воспитания для детей-сирот;
создание для детей атмосферы полной защищенности и доброжелательности;
осуществление подготовки к будущей самостоятельной трудовой деятельности и семейной жизни».
Никаких договоров, речь идет об учреждении и назначаемых в него работниках – «родителях-воспитателях»:
«Создание, реорганизация и ликвидация семейного детского дома производится по решению глав администраций районов и городов».
«Кандидатуры родителей-воспитателей, способных создать семейный детский дом, подбираются органом образования и утверждаются решением районных (городских) администраций».
Хотя многократно подчеркивается самостоятельность «родителей-воспитателей» в решении многих вопросов, но и сотрудничество с «органами образования» и др. госучреждениями:
«Семейный детский дом самостоятельно решает и вносит на утверждение руководства органов образования программу труда и отдыха детей в каникулярный период времени.
Семейный детский дом самостоятельно решает вопросы шефства общественной и частичной благотворительности, при необходимости создает попечительский совет.
Семейные детские дома оформляют детей в детские сады, школы и внешкольные учреждения; родители-воспитатели несут прямую ответственность за получение детьми основного образования, раскрытие внутренних способностей каждого ребенка».
Специально оговорена постоянная помощь со стороны органов образования (методические и психолого-педагогические консультации), социальных служб и органов здравоохранения: «За каждым семейным детским домом закрепляется врач или медицинская патронажная сестра, которая следит за состоянием здоровья детей и определяет методы и пути лечения с привлечением врачей-специалистов».
Уж не знаю, выполнялось ли это и как, но привлекательно выглядит забота о будущем выпускника:
«Семейный детский дом выпускает воспитанника после получения специальности и определения его места работы и жительства в возрасте не моложе 18 лет, в исключительных случаях – 16 лет».
«Родителю-воспитателю устанавливается зарплата на уровне 14-го разряда ЕТС по оплате труда для работников бюджетных учреждений с коэффициентом 3.
За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, а также имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, дополнительно выплачивать 50% минимального размера оплаты труда.
В случае длительного отсутствия родителя-воспитателя (по болезни, в период отпуска, другим уважительным причинам) денежное содержание выплачивается лицу, заменяющему родителя-воспитателя на этот период времени.
Отпуск родителя-воспитателя составляет 48 рабочих дней».
Очень обстоятельно оговорены преимущества «полного государственного обеспечения»:
«При создании семейного детского дома местная администрация с представления органа народного образования создает материально-технические условия для жизни семьи.
За родителями-воспитателями сохраняется та жилая площадь и собственность, которую они имели до создания семейного детского дома, и они распоряжаются ею, как считают возможным. Если же родители-воспитатели не имели своей жилой площади на момент создания семейного детского дома, они имеют право на получение своей жилплощади по действующему законодательству. …
Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и предметами личной гигиены… питание воспитанников семейных детских домов … по нормам, установленным [для воспитанников сиротских учреждений]. …
Ежегодно главой семейного детского дома совместно с работником централизованной бухгалтерии отдела народного образования по месту нахождения семейного детского дома составляется годовой бюджет и оговариваются условия его использования, права и ответственность сторон.
Централизованная бухгалтерия отдела народного образования осуществляет финансовую деятельность этого малого учреждения и контроль за правильностью использования выделяемых средств, вносит изменения в годовую смету расходов совместно с главой семейного детского дома, изыскивает возможность пополнения сметы, если это необходимо.
Централизованная бухгалтерия несет ответственность за своевременность перечисления средств на содержание семейного детского дома. Средства на содержание семейного детского дома перечисляются ежемесячно, но не позднее 1 — 5-го числа от начала месяца, на специально открытый для семейного детского дома счет в банке.
Главы районных и городских администраций принимают меры к созданию надлежащих материально-технических условий жизни семейных детских домов в виде предоставления большой благоустроенной квартиры или нескольких квартир на одной лестничной площадке, отдельного коттеджа. Семейный детский дом открывается только при условии создания надлежащих условий.
Администрации районов и городов оказывают помощь семейным детским домам в приобретении автотранспорта, необходимой сельскохозяйственной техники, инвентаря, посадочного материала, скота и птицы, комбикормов для подсобных хозяйств.
При наличии в семейных детских домах автотранспорта или сельскохозяйственной техники администрации районов и городов по месту нахождения семейного детского дома прикрепляют их к автозаправочным станциям с целью обеспечения бензином и горюче-смазочными материалами.
За использование личного транспорта родителями-воспитателями в целях обеспечения нужд семейного детского дома производить оплату за его использование по установленным нормам.
Родители-воспитатели семейного детского дома определяют пути и изыскивают возможности создания собственного подсобного хозяйства для выращивания картофеля, овощей, фруктов, а также производства продуктов животного происхождения.
Занятость в подсобном хозяйстве не должна по времени превышать время, необходимое для воспитательного процесса.
Семейные детские дома обеспечиваются землей в необходимых для ведения подсобного хозяйства размерах.
Мягкий и жесткий инвентарь, мебель, автотранспорт, сельскохозяйственная техника, сложная бытовая техника, приобретенные на государственные средства, также коттедж или квартира, построенные или специально выделенные для семейных детских домов, являются собственностью администрации соответствующего уровня».

Из другого документа – « О законодательстве субъектов ПФО о детских домах семейного типа и правоприменении» – можно узнать, как обстояли в области дела с семейными домами в разные годы и как обстоят сейчас (2012).
«Ситуация с детскими домами семейного типа в Нижегородской области во многом отражает общие для всех субъектов Российской Федерации тенденции. В 1990-1991 гг. в области было создано 9 семейных детских домов: в Уренском (2), Княгининском, Воскресенском, Борском районах, городах Н.Новгороде (2), Дзержинске, Арзамасе. В этих учреждениях воспитывалось 72 ребенка. Данная форма устройства была определена постановлением администрации Нижегородской области от 09.09.1994 № 152 «Об утверждении Положения о семейном детском доме в Нижегородской области». К 2008 году часть семейных детских домов были переведены в статус приемных семей; часть прекратили существование из-за того, что дети выросли; часть из них закрылась, т.к. воспитатели не справились с воспитанием детей. Последний функционировавший в области семейный детский дом Шлыковых в г. Н.Новгороде в 2008 году изменил правовую форму: дети переведены под опеку. Таким образом, к настоящему времени такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как семейный детский дом, в Нижегородской области отсутствует».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector