Субъект налогообложения: понятие, виды, правовой статус
Содержание материала
Понятие субъектов налогообложения
Под налогообложением будем понимать систему изъятия имущества (в виде налогов и сборов), основанную на властном подчинении.
Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Понятие «налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Однако ст. 2 НК РФ закрепляет круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:
отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Субъектами налогового права РФ именуются индивидуумы и коллективные образования, способные участвовать в налоговых отношениях и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления, международно-правовыми актами.
Иначе можно сказать, субъект налогового правоотношения — лицо, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права.
Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых правоотношений. Ст. 9 НК РФ устанавливает четыре категории участников налоговых отношений :
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).
1. по юридическому составу:
физические лица;
юридические лица.
2. по налоговому статусу:
3. по хозяйственной обособленности:
4. по управленческой обособленности:
Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся:
С точки зрения подоходного налогообложения , выделяются физические лица:
являющиеся налоговыми резидентами РФ;
не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.
К налоговым резидентам РФ, согласно ст. 207 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.
Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом:
российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения;
иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.
Субъект налога
Субъект налогообложения (налогоплательщик) характеризует лицо, обязанное уплачивать налоги за счет собственных средств. Налогоплательщики не включены в перечень элементов налога, хотя по всем имеющимся теоретическим воззрениям субъект налога должен входить в этот перечень.
Согласно российскому законодательству (ст. 19 НК РФ) субъектами налогообложения являются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Субъект налогообложения определяется применительно к каждому конкретному налогу. Например, налогоплательщиками по НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу, а налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц — физические лица (резиденты и нерезиденты РФ).
Основой для классификации субъектов налогообложения является их экономическая деятельность. Исходя из этого налогоплательщики подразделяются на две категории, принципиально отличающиеся по условиям и формам ведения хозяйственной деятельности: физические лица и юридические лица (организации).
Физическими лицами считаются как граждане данного государства, так и связанные с ним каким-то образом иностранные граждане и лица без гражданства.
Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Из числа физических лиц в РФ выделяются индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В ст. 19 НК РФ указано, что «филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений». К иным категориям относятся постоянные представительства иностранных юридических лиц.
Филиалы и другие подразделения российских организаций уплачивают налоги не как самостоятельные налогоплательщики, а в порядке исполнения соответствующих обязанностей головной организации по месту их нахождения. Эта норма по существу превращает филиалы и другие обособленные подразделения в своеобразные расчетные и кассовые центры, поскольку автоматически освобождает их от каких-либо обязанностей налогоплательщика. Они не должны регистрироваться в налоговых органах, информировать налоговые органы об открытии банковских счетов, вести в установленном порядке учет доходов и расходов и других объектов налогообложения. Все эти обязанности в соответствии с НК РФ должна выполнять головная организация.
Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком по декларации или уведомлению, а также может быть удержан у источника выплаты дохода.
В теории и практике налогообложения выделяется понятие «носитель налога». Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет. Эта фигура возникает при уплате косвенных налогов в силу имеющего место переложения налогового бремени налогоплательщика на другое лицо. Российское законодательство запрещает использование налоговых оговорок, по которым обязанность по уплате налога перекладывается на иное лицо. Например, при взимании налога на доходы с физических лиц работодатель (налогоплательщик) не может включать в договоры оговорки, в соответствии с которыми он принимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога за своего работника (как носителя налога), в противном случае на них налагаются соответствующие штрафные санкции.
Статьей 24 НК РФ в качестве субъектов налоговых правоотношений выделены налоговые агенты, на которых возложены специфические обязанности агента.
Налоговые агенты — лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующего налога в бюджет или внебюджетный фонд.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые при выплате заработной платы или вознаграждений по договорам гражданско-правового характера удерживают из доходов своих работников и перечисляют в бюджет налог на доходы физических лиц, являются налоговыми агентами в отношении этого налога. В то же время они являются налогоплательщиками других налогов.
Налоговыми агентами являются также все российские организации, имеющие договорные отношения с иностранными организациями и физическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность в России, если в результате таких отношений иностранные организации и физические лица имеют доход либо какой- то иной объект, подлежащий налогообложению.
Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности). Законными представителями организации являются все лица, которые согласно ст. 53 ГК или учредительных документов организации уполномочены ее представлять. К ним относятся руководители, главные бухгалтеры, которые выступают от ее имени в гражданских правоотношениях. Указанным лицам не требуется специальных доверенностей, чтобы представлять организацию в налоговых правоотношениях. Родители, уплачивающие НДФЛ с доходов, полученных несовершеннолетним ребенком, также являются законными его представителями.
Представителем по доверенности может быть юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в налоговых отношениях, регулируемых законодательством (например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга).
С введением в действие части первой НК РФ в теории и практике налогообложения появилось понятие, характеризующее налоговые правоотношения, — взаимозависимые лица. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности предоставляемых ими лиц, а именно:
а) одна организация непосредственно или косвенно участвует в деятельности другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
б) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
в) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Понятие «взаимозависимые лица» определено в Налоговом кодексе, чтобы взять под налоговый контроль трансфертное ценообразование. Суть проблемы состоит в том, что если существуют различия в условиях налогообложения в разных регионах одного государства или разных государствах, то при взаимной договоренности партнеров можно оформить сделку между ними с возможностью уклонения от уплаты налогов, незаконного уменьшения налогооблагаемой базы и т.д.
Механизм трансфертного ценообразования активно используется в России. Самая примитивная схема состоит в том, что, создавая дочернюю фирму в офшорной зоне, российская компания продает ей свою продукцию по минимальным ценам, избегая российских налогов, а дочерняя фирма перепродает эту продукцию по реальным ценам мирового рынка. Платит при этом минимальные налоги по офшорному налоговому законодательству.
Со дня введения в действие первой части НК РФ налоговый контроль над уровнем трансфертных цен осуществлялся в соответствии со ст. 20 «Взаимозависимые лица» и с. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения». Но действие норм этих статей Налогового кодекса на практике оказалось крайне ограниченным.
В настоящее время цены, регулирующие трансфертное ценообразование для целей налогообложения, приближены к международным стандартам. С 1 января 2012 г. с вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» в сделках между зависимыми лицами должны применяться цены, установленные в сопоставимых экономических условиях между независимыми сторонами [1] .
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются принципом постоянного местопребывания (резидент- ства), с учетом которого субъекты налогообложения делятся на резидентов и нерезидентов.
Резиденты — это лица, имеющие постоянное местопребывание в государстве. Налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая ответственность). Необходимое условие резидентства в нашей стране — проживание гражданина Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Нерезиденты — это лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве. Налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данной стране (ограниченная налоговая ответственность).
Правила определения резидентства различны для физических и юридических лиц.
Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Когда временного критерия недостаточно для определения места налогообложения лица, используются дополнительные признаки: расположение привычного местожительства, центр жизненных интересов, место обычного проживания, гражданство — по договоренности налоговых органов.
Для определения резидентства юридических лиц используют различные тесты или их комбинации: инкорпорации, юридического адреса, места центрального управления и контроля, места текущего управления компанией, деловой цели. Так, в соответствии с тестом инкорпорации лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано. Налоговый статус юридического лица может быть определен и по дополнительным признакам: организационноправовой форме, форме собственности, численности работающих в организации, виду хозяйственной деятельности, подчиненности организации.
Налог
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.
Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.
Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Элементы налога
Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.
Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.
К элементам налога относятся:
срок уплаты налога.
Виды налогов
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные налоги
Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.
Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.
К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.
Аккордные и подоходные налоги
Также принято различать аккордные и подоходные налоги.
Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.
Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.
Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.
Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;
Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;
Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Налоговая нагрузка
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Как определить субъект налогообложения
Некоторые нормы налогового права выписаны в законе так, что правильно прочитать и понять их может только человек с высшим юридическим образованием. Но действительность такова, что знать порядок налогообложения нужно всем. Это чуть ли не единственный способ защитить свои права и выбрать правильную тактику выстраивания взаимоотношений с государством и с рынком. Разобраться в тонкостях невозможно, если не знаешь основ. Первый шаг в понимании основ налогового права – изучение элементов налога. Субъект налогообложения – это один из основных его элементов.
Кто является субъектом налогообложения, а кто – нет
В самом Налоговом кодексе РФ нет определений, поясняющих термины субъекты и объекты налогообложения. Эти понятия взяты из общей теории права, в рамках которой даётся определение и характеристика правоотношений, как общественных явлений.
Правоотношение – такое общественное взаимодействие, где есть субъекты – взаимодействующие лица (например, покупатель и продавец), объект – материальные или нематериальные блага, по поводу которых возникает взаимодействие (например, квартира в сделке купли-продажи), а также набор прав и обязанностей каждого субъекта, определенный нормами права.
Если следовать этой логике, то субъектами налогового правоотношения являются: с одной стороны – лицо, на котором лежит обязанность заплатить налоги, а с другой – федеральный и муниципальный бюджет – получатели платежей. Но такая конструкция спровоцировала бы путаницу при определении субъектов в каждом конкретном случае, и поэтому законодатель убрал из НК РФ понятие «субъект» и ввёл более простой и понятный термин – «налогоплательщик».
Фактически субъектом налогообложения является налогоплательщик, который должен выполнить налоговое обязательство за счёт собственных средств. Но и из этого определения есть исключение, о котором будет рассказано позже.
Для каждого вида платежей закон фиксирует круг налогоплательщиков. При этом оставаясь субъектом налогообложения, можно не быть налогоплательщиком по конкретному виду налога. Так, все предприятия-резиденты на общем налоговом режиме являются субъектами налогообложения (см., какие налоги платит ИП на ОСНО), но только те, кто торгует подакцизными товарами, являются налогоплательщиками акциза.
Конструкция глав НК РФ выстроена таким образом, что в первую очередь определяется круг лиц, которые являются налогоплательщиками по данному виду налога, а уже после идёт описание правил и порядка начисления, взимания и администрирования конкретного обязательства. Поэтому каждую ситуацию лучше всего разбирать с кодексом в руках.
Полезно прочитать про налогообложение малого бизнеса в России. Режимы, действующие на территории РФ, и особенности их использования.
Виды субъектов
По общим нормам теории права основными субъектами налогообложения в РФ являются:
физические лица;
юридические лица;
индивидуальные предприниматели.
Именно из этих трёх категорий формируется состав налогоплательщиков. Кроме того, статус субъекта налогообложения зависит от статуса резидентства. И в этом кроется ответ на вопрос: какой субъект налогообложения несёт частичную налоговую обязанность.
Резидентами РФ считаются:
физические лица, являющиеся гражданами РФ;
юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
Резиденты РФ имеют полную налоговую обязанность по НК РФ, а нерезиденты – частичную.
Суть такого деления заключается в следующем: резиденты обязаны платить налоги со всего полученного дохода (в зависимости от системы налогообложения), а нерезиденты – только с той части, которая получена на территории РФ. Полезно прочитать, как открыть ИП иностранному гражданину в России.
Кто такие носители налога
Подразделение на субъектов и носителей связано с делением налогов на прямые и косвенные. Этот тот случай, когда субъект и налогоплательщик не отождествляются.
Если вспомнить определение, субъект налога – это то лицо, которое платит из собственных средств. При косвенном налогообложении платёж из своих средств осуществляет носитель налога, а не налогоплательщик.
В прямых налогах как такового носителя нет, там все обязанности налогоплательщика выполняет один субъект и, следовательно, это та ситуация, когда плательщик и носитель – одно лицо. Прямые налоги предусматривают уплату в бюджет определенного процента дохода по результатам деятельности (как в случае с ИП на УСН или на ОСНО) либо же уплату твёрдой суммы за право заниматься определённым видом деятельности (пример – единый налог для ИП или патентная система).
При администрировании косвенных налогов появляется необходимость разграничить налогоплательщиков и носителей, которые в данном случае выступают субъектами налогообложения.
Косвенные налоги – установленные государством надбавки к стоимости товаров/услуг. Уплачивает их из своих средств конечный потребитель, а собирает их с носителей и перечисляет в казну налогоплательщик.
Разберем пример определения налогоплательщика, субъекта и носителя налога. В розничной точке покупатель приобрёл коробку конфет по цене 500 рублей (в том числе НДС – 90 руб.).
НДС – косвенный налог – добавочные 18%, на которые увеличивается стоимость коробки конфет в процессе производства (их необходимо заплатить государству). Причём заплатить – это обязанность носителя налога.
Но если каждый конечный потребитель начнёт самостоятельно уплачивать в бюджет 18% от стоимости приобретённых им товаров, то возникнет гигантская нагрузка как на самих покупателей, так и на систему администрирования НДС. В результате НДС выйдет из-под контроля.
Чтобы не довести ситуацию до абсурда, государство обязало продавцов товаров и услуг удерживать НДС с конечного потребителя. При этом считается, что конечный потребитель уплачивает налог (является его носителем), но плательщиком является продавец, который в свой доход зачисляет 410 руб., а 90 руб. НДС, взысканных с конечного потребителя, перечисляет в бюджет.
Как видно из данного примера, субъектами и носителями косвенного налога (НДС) являются не налогоплательщики НДС (субъекты налогообложения), а конечные потребители. При этом налогоплательщики НДС несут всю ответственность за учёт и выполнение обязательств по НДС перед федеральным бюджетом.
Полезно прочитать, как выделить сумму НДС из общей суммы. Порядок расчёта и подробные примеры.
Всё о том, как рассчитать налоги для ИП, применяющих разные налоговые режимы.
На заметку: подоходный налог для ИП в 2017 году. Правила расчёта и уплаты, порядок заполнения декларации.
Заключение
Для налогового законодательства более практичным и прозрачным определением является понятие налогоплательщика, по которому можно точно установить круг лиц, участвующих в том или ином налоговом правоотношении. Но если предприниматель решил детально разобраться в элементах налоговой системы, тогда следует обращаться к общей теории права, где нет чётких инструкций к действию, но есть формулы, по которым можно проследить природу конкретного правового явления.
Субъекты налога: понятие, виды
Налоговые правоотношения предполагают обязательное участие в них субъектов в различных статусах. Какими они могут быть? В связи с чем гражданин или организация могут приобретать статус участника налоговых правоотношений?
Что понимается под субъектом налога?
Субъекты налога (или правоотношений в сфере исполнения соответствующих платежных обязательств перед бюджетом) – это физические и юридические лица, которые обладают правом участвовать в различных налоговых правоотношениях, иметь права и обязанности, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ на федеральном, региональном или же муниципальном уровне.
Человек, фирма или орган власти чаще всего становятся субъектами налога в силу вступления в гражданские правоотношения. Например, заключив подрядный контракт и получив компенсацию по нему, сторона договора, как правило, обязана исчислить налоги на полученный доход и уплатить их в бюджет РФ. Кроме того, человек или фирма могут иметь какой-либо источник налога в собственности – например, объект недвижимости. Не участвуя, таким образом, в гражданских правоотношениях, они тем не менее являются субъектами налоговых правоотношений. В данном случае – в силу действия определенных норм права. Их содержание определяется налоговой политикой государства.
В зависимости от приоритетов законодателя в нормативных актах могут вводиться новые сборы, и отменяться либо корректироваться действующие, устанавливаться определенные ставки и особенности исчисления платежей. В отношении ряда налогов, подлежащих уплате гражданами и организациями в бюджет РФ, устанавливаются льготы и вычеты.
Основные характеристики налоговой правосубъектности
Эксперты выделяют ряд ключевых характеристик налоговой правосубъектности. Прежде всего, данный статус предполагает наличие у человека или организации юридических прав и обязанностей в области имущественных и административных правоотношений, которые могут быть связаны с исчислением, уплатой, учетом налогов и сборов, предоставлением отчетности по платежам в бюджет РФ.
Налоговая правосубъектность может предполагать появление у человека или организации статуса объекта налогового контроля и установление для них тех или иных мер ответственности за налоговые правонарушения. Как правило, больший объем обязанностей в этом смысле имеют юридические лица.
Налогоплательщик (ЮЛ) может вступать в широкий спектр правоотношений – являться арендатором или арендодателем, подрядчиком, заказчиком, собственником, работодателем. Физлицо, в свою очередь, во многих случаях имеет больший объем прав. Но в тех пределах, что могут быть установлены конкретным договором, который оно заключает, или же статусом, который определен для него отдельными положениями законодательства.
Основные российские налоги, а также правовой статус их субъектов устанавливаются на уровне федерального законодательства. В региональных и муниципальных правовых актах могут определяться характеристики конкретных элементов налогов – например, ставки по ним.
Участники правоотношений в сфере налогов
Рассмотрим более подробно то, в каких статусах могут быть представлены субъекты налога в различных правоотношениях. Участники соответствующих коммуникаций в соответствии с законодательством РФ могут быть:
физическими и юридическими лицами в статусе налогоплательщиков;
физлицами и юрлицами, являющимися налоговыми агентами;
государственными и муниципальными органами власти;
внебюджетными структурами;
кредитно-финансовыми организациями.
Данный перечень потенциальных участников налоговых правоотношений, в принципе, можно считать закрытым. Практически любые субъекты налога, так или иначе, будут относиться к какой-либо из отмеченных выше категорий плательщиков.
Стоит отметить, что все группы участников налоговых правоотношений могут быть представлены иностранными субъектами, которые ведут деятельность на территории РФ или, например, владеют каким-либо имуществом в России.
Полезно будет рассмотреть особенности статуса налогоплательщиков в соотнесении с распространенными платежными обязательствами, такими как, например, налог на прибыль и на имущество.
Субъекты уплаты налога на прибыль: нюансы
Кто перечисляет в бюджет налог на прибыль? Основной в данном случае налогоплательщик – ЮЛ (юрлицо). Налог на прибыль в размере 20% должен перечисляться всеми фирмами, которые работают по ОСН (общей системе формирования платежных обязательств перед бюджетом РФ).
Если фирма, в свою очередь, перешла на УСН, то она будет платить уменьшенный налог – 6% с выручки или же 15% с разницы между доходами и издержками в рамках отчетного периода. Индивидуальные предприниматели не платят рассматриваемый сбор. Они – субъекты налога на доходы физлиц, при условии, что работают по ОСН. ИП на УСН, в свою очередь, платят налог в том же размере, что и юрлица.
Кто перечисляет в бюджет налог на имущество?
Субъект налога на имущество может иметь статус как физлица, так и фирмы. Однако исчисляется сумма для каждого типа плательщиков по разным принципам. Если соответствующий субъект налога – налогоплательщик в статусе физлица, то платежное обязательство начисляется на недвижимость, находящуюся в собственности гражданина, исходя из его кадастровой и инвентаризационной стоимости в соответствии с нормами Главы 32 Налогового кодекса. В свою очередь, налог на имущество юрлиц определяется по положениям Главы 30 НК РФ.
Организация как субъект налога на прибыль в общем случае платит сбор, исчисляемый исходя из среднегодовой стоимости объекта. И это, безусловно, не единственная разница в подходах законодателя к регулированию имущественного налога для физлиц и юрлиц. Отличаются принципы исчисления обоих платежных обязательств, порядок внесения денежных средств в бюджет.
Соотношение обязанностей юрлиц и физлиц как субъектов налога
Так, юрлица обязаны определять размер налога на имущество самостоятельно. Для граждан соответствующую работу проводит ФНС РФ. Подобная закономерность, в принципе, характерна и для многих других налогов. Например – тот, что уплачивается по факту получения фирмой коммерческой прибыли, исчисляется компанией самостоятельно. А если речь идет об НДФЛ с зарплаты гражданина – обязательства по определению его величины и уплате в бюджет возлагаются на работодателя. Данный нюанс подтверждает тот факт, что перечень обязанностей, возлагаемых на юрлиц как на субъектов налога, как правило, шире, чем тот, что определен для граждан.
Рассмотрев сущность субъекта налоговых правоотношений, мы также можем изучить специфику их объекта.
Что представляет собой объект налога?
Под таковым понимается актив, выручка или прибыль физлица или организации, имеющие определенную стоимость и подлежащие в силу положений законодательства налогообложению. В случае с налогом на имущество это может быть объект недвижимости. В случае с коммерческой деятельностью – доход с продаж товара или оказания услуги. Налог чаще всего начисляется на них в процентном выражении — в соответствии со ставкой, которая определена для того или иного объекта законодательно.
Объект и субъект налога – понятия, тесно связанные между собой. Второй фактически является носителем первого, который, в свою очередь, предопределяет статус субъекта как участника правоотношений. Если объект налогообложения в собственности человека или организации отсутствует или не получен им в результате коммерческих сделок, то они и не будут становиться субъектами платежного обязательства.
Объект и субъект как элементы налога
Можно отметить, что наряду с объектом и субъектом в структуре налога присутствует ряд иных элементов. А именно: база, ставка, период исчисления, порядок, а также сроки уплаты. Также в качестве элемента налога, как правило, рассматриваются установленные для него льготы. Все составляющие платежных обязательств граждан и организаций перед бюджетом РФ определяются законодательством государства.