Свой бизнес: бизнес-план квеста воображаемой реальности
Web555.ru

Бизнес портал

Свой бизнес: бизнес-план квеста воображаемой реальности

Бизнес-кейс квест комнаты

«Не зацикливайтесь на своей идее». Почему не взлетел формат VR-квестов?

Илья Крупнин стал предпринимателем в 2015 году. Вместе с партнером по бизнесу, Евгением Гришаковым, он решил открыть для российских пользователей квесты виртуальной реальности. Однако ни серьезные стартовые инвестиции, ни девять месяцев разработок, ни активный PR не помогли предпринимателям ввести моду на VR-развлечения.

В интервью Контур.Журналу Илья Крупнин объясняет, почему казавшийся перспективным проект не оправдал ожиданий.

Бизнес на хайпе

Работать по найму мне в жизни пришлось только один год, на последнем курсе Новосибирского университета экономики и управления, где я учился на экономическом факультете со специализацией «рынок ценных бумаг». Я работал в новосибирском филиале «Тройки Диалог». На тот момент это была крупнейшая инвестиционная компания, и перед кризисом 2008 года вокруг фондового рынка в России было много разговоров и, как принято сейчас говорить, хайпа. Именно на волне этого интереса, в 2007 году я решил получить диплом специалиста по рынку ценных бумаг и попробовать развиваться в этой сфере.

Сразу после выпуска из института, в 2008 году, я ушел из «Тройки» и стал работать на себя, как частный инвестор. Занимался вложениями в фондовые рынки и недвижимость, тогда эти сферы давали хорошую доходность в рублях. Параллельно, в 2011-2012 годах, я пытался запустить сетевой бизнес в области электронной коммерции. Был практически полностью реализован технический функционал и дизайн интерфейса, однако стартапу не хватило финансовых и трудовых ресурсов на маркетинг и раскрутку.

В 2015 году вместе с моим бизнес-партнером Евгением Гришаковым, основателем сети «Квест-Хаус», мы задумались о запуске нового проекта. На тот момент у Евгения уже два года был работающий бизнес с 25 локациями, открытыми по франшизе на территории всей России и в семи странах мира: Белоруссии, Украине, Израиле, Франции, Австрии, Словакии и Египте. Евгений понимал, как работают квесты, знал о всех нюансах организации этого бизнеса, умел упаковывать собственный опыт в франшизу.

Три года назад в России началась новая мода — повсюду появлялись проекты в области виртуальной реальности. Поэтому разбираться с очередным хайпом мы решили вместе. К уже работавшему в Новосибирске реалити-квесту мы добавили новый продукт — виртуальный квест.

Непредвиденные обстоятельства

В начале 2016 года в России существовал только один подобный квест. Мы сходили туда, поиграли и, учтя опыт и ошибки конкурентов, начали разрабатывать собственный продукт. Прежде всего нужно было найти востребованную тему. Результаты пользовательских опросов показали, что самая актуальная — мир магии и Гарри Поттера. Всем нам иногда хочется почувствовать себя волшебниками. Затем стали думать, как сделать игру максимально качественной и приближенной к реальности: записали озвучку профессиональными актерами, добавили множество интересных неигровых героев. Всего этого на тот момент не было у конкурентов.

Запуск квеста мы запланировали на 1 сентября 2016 года, с расчетом на то, что успеем собрать первую обратную связь и, в случае необходимости, доработать продукт к Новому году, самому горячему сезону в индустрии развлечений. Однако на пути к осуществлению нашей задумки возникли непредвиденные обстоятельства, первая из которых — отсутствие опытного подрядчика.

Из десяти видеостудий, с которыми мы связались, только трое были готовы взяться за разработку VR-квеста, остальные никогда не занимались подобными проектами.

Вместо заявленных трех месяцев разработка квеста заняла более девяти! В итоге первые клиенты смогли пройти VR-квест «Магические приключения» только в апреле 2017 года.

Читать еще:  Бизнес-план маникюрного кабинета

Следующей проблемой стала закупка оборудования — шлемов виртуальной реальности, везти которые пришлось вручную из Америки. Шлемы вместе с компьютерами, которые мы приобрели в России, обошлись нам примерно в 500 000 руб. Еще порядка 300 000 руб. мы потратили на ремонт и переоборудование помещения одного из наших реалити-квестов. Чтобы минимизировать издержки (ежемесячную арендную плату и зарплату персонала), примерно полгода мы работали в режиме VR-клуба, куда клиенты могли приходить и поиграть в шлемах в компьютерные игры.

Несбывшиеся ожидания

Изначально мы планировали развивать бизнес в двух направлениях. Первое — B2C — это самостоятельный VR-квест на четырех игроков в Новосибирске. Здесь у нас средний чек был 2 000 руб. с команды, ежемесячная выручка доходила до 60 000 руб. Второе — B2B — продажа франшизы в другие города. Именно на это направление, учитывая позитивный накопленный опыт моего партнера, мы делали основную ставку.

Продавать мы были готовы либо саму игру за 150 000 руб., либо квест «под ключ»: игру, шлемы виртуальной реальности, компьютеры, сайт, брендбук, рекламные ролики и материалы — за 900 000 руб. Однако должного выхлопа по этой франшизе мы тоже не получили: у нас были партнеры, но гораздо меньше, чем мы планировали изначально.

Несмотря на долгий и скрупулезный процесс разработки качественного VR-квеста, этот проект не оправдал наших ожиданий.

За два года виртуальная реальность так и не стала новым глобальным трендом, и формат VR-квестов пока не завоевал широкую аудиторию. Не помогли ни активный PR на городских мероприятиях в Новосибирске, ни рассылки, ни социальные сети. Люди приходили за новыми ощущениями, но ожидаемого нами интереса проект так и не вызвал. На мой взгляд, главная причина тому — отсутствие рынка.

Похоже, что VR-проекты пока опережают свое время, как только технологии шагнут вперед и виртуальная реальность станет неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, ажиотаж вокруг подобных проектов вырастет. Пока VR-технологии находятся в подвешенном состоянии: вроде бы все об этом говорят, но качественных юзер-кейсов на рынке крайне мало.

Сейчас VR-квест работает в пассивном режиме. Мы не занимаемся ни рекламой, ни продвижением. Люди приходят, время от времени поступают даже заявки на франшизу, но активно эту тему мы не продвигаем.

Всем начинающим предпринимателям я советую обратить внимание на своих покупателей, понять ту проблему, которую решает ваш продукт. Самая большая ошибка — зацикливаться на своей идее. Поначалу кажется, что это суперзадумка, и если она нравится вам лично, то и другие непременно обратят на нее внимание и оценят. Это заблуждение: сначала нужно все детально изучить и проанализировать, и только после этого запускать бизнес.

Бизнес-план квест-комнаты

  • Сколько нужно денег для открытия квест-комнаты
  • Описание услуг
  • Производственный план
  • Какой код ОКВЭД указать для бизнеса
  • Маркетинг и продвижение квест рум
  • Финансовый план
  • Сколько можно заработать на квест бизнесе
  • Пошаговый план открытия
  • Как и какое выбрать оборудование
  • Документы для открытия
  • Какую выбрать систему налогообложения
  • Разрешения для открытия
  • Технология предоставления услуг
Читать еще:  Свой бизнес: бизнес-план коворкинг-центра

Образец бизнес-плана квест-комнаты, открытой по договору франчайзинга.

    Население города: 1 200 000 жителей Помещение: аренда, 130 кв. м. Режим работы организации: с 10:00 до 22:00 Количество персонала: 2 чел. Затраты на запуск проекта: 670 000 руб. Потенциальная прибыль через 2 мес.: 280 000 руб. в мес. Окупаемость вложений: 6 мес.

Цель данного бизнес-плана – доказать целесообразность открытия квест-комнаты в нашем городе. Квест-комната – новый, интересный бизнес, который отличается относительно не высокими вложениями, простой организацией и высоким потенциальным доходом.

Сколько нужно денег для открытия квест-комнаты

Проект может быть открыт по договору франчайзинга, либо самостоятельно. Для самостоятельного открытия предприниматели чаще всего обращаются к сценаристам. Данный бизнес план был рассчитан на примере открытия квест-комнаты с помощью франчайзинга. Компания предоставит нам всю необходимую документацию, поможет в поиске помещения и создании декораций квест-комнат, поможет подобрать персонал и раскрутить бизнес. Наша основная задача – найти инвестиции на открытие проекта. Вложения в проект будут включать:

    Приобретение франшизы или права на пользование брендом – 120 000 руб. Материалы для создания локаций (2 комнаты) – 400 000 руб. Депозит по аренде помещения на 2 мес. – 120 000 руб. Регистрация бизнеса и прочие орг. расходы – 30 000 руб.

Итого – 670 000 руб.

Описание услуг

Средняя стоимость посещения для одной компании в нашем клубе составит 1500 рублей. Цена будет зависеть от времени посещения и дня недели. В вечернее время, а также в выходные дни цена выше на 500 – 1000 руб. Бронирование игр можно будет осуществлять как по телефону, так и через сайт. Виды квестов для посетителей:

    Изолярий. Проклятие Сары. Обратный отсчет. Двойное дыхание.

В день рождения посетителям будет предлагаться скидка в размере 20%. Также у нас можно будет приобрести подарочные сертификаты на сумму в 2500 руб. на компанию до 4 чел. Режим работы квест-комнаты: с 10:00 до 22:00.

Производственный план

Для размещения квест-клуба планируется арендовать помещение площадью не менее 120 кв. м. Это достаточно большая площадь, поэтому актуальным будет выбор недорогих помещений. В противном случае, аренда будет съедать большую часть прибыли. В результате нами подобрано помещение в одном из небольших торговых центров нашего города. ТЦ находится в спальном районе города, поэтому арендные ставки здесь не высокие. Тем не менее, здесь наблюдается хороший трафик покупателей, в том числе и молодежи. Большой плюс размещения в ТЦ заключается и в том, что здесь созданы все условия: есть охрана, пожарная сигнализация, коммуникации. Ремонт и прочие затраты на подготовку помещения не требуются. Арендуемая площадь составит 130 кв. м. размер арендной платы – 60 000 руб. в мес. В качестве персонала мы трудоустроим двух операторов, которые будут работать в посменном графике 2/2. Для этой должности отлично подойдут молодые люди и студенты. Заработная плата одного оператора составит 18 000 руб., а общий фонд оплаты труда в месяц – 36 000 руб. За работников будут осуществляться ежемесячные отчисления во внебюджетные фонды (ПФР и ФСС) в размере 10 800 руб.

Какой код ОКВЭД указать для бизнеса

Организационной формой квест-комнаты будет обычное индивидуальное предпринимательство. В качестве основного кода ОКВЭД, планируется выбрать: 92.72 — «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки». Система налогообложения – УСН, 6% от выручки. Кассовый аппарат и лицензия для осуществления деятельности не требуется.

Читать еще:  Бизнес план клининговой компании: пошагово

Маркетинг и продвижение квест рум

На раскрутку бизнеса планируется расходовать до 40 000 руб. в месяц. Рекламу и продвижение квест-комнаты планируется осуществлять по следующим направлениям:

  1. Наружная реклама – размещение баннеров, билбордов, реклама на видео-стойках. Поможет сделать наши услуги более популярными и узнаваемыми;
  2. Реклама в интернете – контекстная реклама (Яндекс-Директ), реклама в социальных сетях и на специализированных форумах.
  3. Раздача флаеров и листовок вблизи мест потенциальных клиентов – возле ВУЗов, крупных ТЦ, молодежных парков.
  4. Проведение акций, благотворительных мероприятий.
  5. Привлечение телевидения, созданию роликов и публикация их в интернете.

Финансовый план

Постоянные ежемесячные расходы:

    Арендные платежи – 60 000 руб. Заработная плата – 36 000 руб. Отчисления в ПФР и ФСС – 10 800 руб. Реклама – 40 000 руб. Прочие расходы – 20 000 руб.

Итого – 166 800 руб.

Сколько можно заработать на квест бизнесе

По статистики франчайзера, через два месяца работы квест-комнаты посещаемость составляет примерно 4 группы в будни и до 10 групп в выходные дни на одну комнату. При среднем чеке в 1500 руб. мы получаем следующую выручку:

    22 будних дня – 132 000 руб. 8 выходных дней – 120 000 руб.

Итого – 252 000 руб. с одной комнаты. У нас будет работать одновременно две комнаты, соответственно потенциальная выручка удваивается, так как мы можем принять в два раза больше посетителей. Ежемесячный оборот, таким образом, составит 504 000 руб. Мы понимаем, что на практике достичь таких показателей будет сложно, поэтому будем рассчитывать только на 70% от указанной выручки (также учитываем налоговые отчисления) или на 352 800 руб. в месяц. Чистая прибыль составит: 352 800 (выручка) – 166 800 (постоянные расходы) = 186 000 руб. в месяц. Рентабельность бизнеса составляет 111%! С учетом периода на раскрутку бизнеса окупаемость инвестиций наступит примерно через 6 месяцев работы.

Пошаговый план открытия

  1. Определиться с форматом услуги, будет ли она предоставляться в закрытом помещении или с выездом по городу (от этого зависит приобретаемое оборудование и арендованные площади).
  2. Необходимо привлечение стороннего сценариста, который сможет создать подробные сюжеты, как минимум, для нескольких сценариев квестов. Лучше, если развязка в них будет непредсказуемой.
  3. Необходимо получить регистрационные документы (подробнее ниже) и стать на учет в соответствующих инстанциях.
  4. Подыскивается помещение, в котором будет располагаться несколько комнат, а также сидеть администратор, агенты и техперсонал.
  5. Далее следует рекламная раскрутка (объявления, контекстная реклама в соцсетях, создание собственных групп и пабликов и т.д.).

Как и какое выбрать оборудование

Чтобы предприятие было конкурентоспособным, необходимо приобрести или взять в длительную аренду звуковое оборудование, пульт для диспетчера, который будет наблюдать за обстановкой внутри комнаты, камеры наблюдения, антураж (предметы антиквариата, тематические костюмы и пр). Каждые 3-6 месяцев необходимо обновление антуража и интерьера квест-комнат, что повлечет за собой примерные издержки 300-400 тысяч рублей. Впрочем, эту сумму затрат на оборудование можно и уменьшить, ведь многие изготавливают предметы декора из подручных средств своими руками.